Отправляя одного из сыновей в монастырь, родители ослабляют конкуренцию за ресурсы внутри семьи — и в результате имеют больше внуков.
Целибат — пожизненное безбрачие и отказ от половых отношений — принят во многих религиях и традиционных обществах мира. Казалось бы, эта практика противоречит базовым инстинктам и гарантирует проигрыш в эволюционном соревновании, ведь такие люди вовсе не оставляют потомства. Тем не менее полное сексуальное воздержание довольно распространено, что может указывать на определенные выгоды. Раскрыть их удалось ученым из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, статья которых опубликована в журнале Royal Society Proceedings B.
Команда профессора Рут Мейс (Ruth Mace) исследовала общества буддийских монахов, живущих в тибетской области Амдо, нынешней провинции Ганьсу на западе Китая, — по любопытному совпадению, именно там недавно нашли следы денисовского человека. Современные жители Ганьсу занимаются традиционным скотоводством и обработкой небольших и не слишком плодородных участков земли. Младших сыновей нередко отправляют в монастырь, где они принимают соответствующие обеты. При этом родители ссылаются на религиозные нормы или общепринятый обычай.
Чтобы выяснить причины, лежащие глубже, ученые провели детальный опрос представителей 530 семей из 21 селения. Исследователи составили генеалогию каждой семьи, в том числе определили всех мужчин, отправленных в монастырь. Выяснилось, что эта мера обеспечивает оставшимся братьям преимущество в распределении родительского наследства. Конкуренция снижается, каждый получает больший достаток и большее стадо, становится более привлекательным женихом — и оставляет больше детей.
Таким образом, у людей, отправивших в монастырь одного из сыновей, внуков оказывается больше, чем у тех, кто этого не сделал. Получается, целибат одного из сыновей может быть эволюционно выгодным для родителей. Значит, такая практика могла появиться и закрепиться в процессе «естественного отбора».
Чтобы показать это, Рут Мейс и ее коллеги создали математическую модель, отражающую влияние безбрачия на эволюционный успех отдельного человека и целой семьи. Ученые рассмотрели два варианта: с принятием решения об «уходе в монастырь» самим человеком либо его родителями. В первом случае безбрачие оставалось мало распространено и не закреплялось в модельном «сообществе». Однако во втором, с учетом помощи остальным братьям, целибат становился обычной практикой.
Как полагают авторы работы, подобные закономерности могут лежать в основе и некоторых других традиций, включая даже инфантицид — умышленное лишение жизни некоторых детей, которое не было редкостью во многих древних культурах. Они объясняют и редкость женского монашества не только в Тибете, но и в других строго патриархальных сообществах. Отправив дочь в монастырь, родители лишь снижают возможное число потомства, не получая выгод при распределении благ, поскольку девочки в нем не участвуют. Зато в обществах, где женщины имели больше прав — в частности, в некоторых регионах Западной Европы, — женское монашество и безбрачие встречалось (и встречается) достаточно часто.