Антропология

Деформированные черепа на древнем кладбище показали развитие мультикультурных сообществ

Общества времен Великого переселения народов не были культурно закрытыми: ученые зафиксировали взаимопроникновение обычаев беженцев и коренного населения.

Ученые из Венгрии и Германии обнаружили в древнем захоронении в Тольна-Мёж (Mözs-Icsei-dülö), находящемся на территории современной Венгрии, свидетельства формирования уникального сообщества эпохи Великого переселения народов. Статья об этом опубликована в журнале Plos One.

В пятом веке нашей эры гунны вторглись в Центральную Европу, на территории, которые до того были провинциями Римской империи. Римляне покинули свои владения в районе современной Западной Венгрии, населенные на тот момент паннонскими племенами. После этого регион начал подвергаться непрерывной культурной трансформации, так как самые разные племена, бежавшие от надвигавшихся гуннов, оказывались в его границах. Люди селились в тех же местах, где уже существовали поселения местных жителей.

Чтобы лучше понять, что происходило в этих местах в условиях таких резких перемен, авторы провели анализ захоронений на древнем кладбище Mözs-Icsei-dülö в паннонском поселении Мёж, основанном около 430 года нашей эры. Ученые провели археологическую съемку кладбища и использовали комбинацию изотопного анализа и биологической антропологии для изучения ранее раскопанных захоронений.

Они обнаружили, что поселок был удивительно разнообразным сообществом: можно идентифицировать три отдельные группы в течение двух или трех поколений (всего 96 погребений) до оставления кладбища Мёж в 470 году нашей эры. Вначале в эти места пришли первые люди — небольшая группа местных жителей — основателей поселения. Они, по-видимому, культурно ассимилировались с римлянами, и их могилы облицованы кирпичом в римском стиле.

Затем, через как минимум десять лет, пришли первые беженцы: «иностранная» группа из двенадцати человек. Эти люди, судя по всему, принесли принципиально иные культурные традиции, которые можно проследить в захоронениях по новому типу оформления могил, а также по искусственно деформированным при жизни черепам. Новые традиции, вероятно, прижились, были подхвачены и встроены в местные обычаи. Они распространились не только среди пришельцев, так как третья группа захоронений, более поздняя, демонстрирует смешанные римские и различные иностранные традиции.

Традиции деформирования черепов часто встречались в древнем мире. У людей, пришедших в поселение, они были деформированы и имели углубления. Это достигалось с помощью бинтования специальными тугими повязками. В общей сложности было найдено 51 человеческое захоронение мужчин, женщин и детей с подобными изменениями костей — это одна из наибольших концентраций такого культурного явления в регионе.

То, что люди пришли извне, а не родились в этом регионе, подтверждается соотношением изотопов стронция в останках. Они были более изменчивыми, чем останки животных и останки из доисторических захоронений, обнаруженных в том же географическом регионе Карпатского бассейна. Также об ином, нехарактерном для местных рационе свидетельствуют изотопы углерода и азота. Это указывает на то, что большая часть взрослого населения Мёжа в детстве жила где-то еще.