Оружие и техника

В России представили проект ныряющего корабля BOSS

Разработчики из Центрального конструкторского бюро «Рубин» провели презентацию концепта ныряющего патрульного корабля «Страж». Предполагается, что он заинтересует иностранных заказчиков.

В Центральном конструкторском бюро «Рубин», входящем в состав Объединенной судостроительной корпорации, разработали проект ныряющего корабля. Он сочетает в себе преимущества субмарины и надводного патрульного корабля.

Разработка получила обозначение «Страж», на мировом рынке корабль будут продвигать под обозначением Border and Offshore Submersible Sentry (BOSS). «Стоимость патрульных кораблей на мировом рынке сравнительно невысока, что делает их приемлемыми для стран с небольшим бюджетом. Эксплуатация окупается за счет предотвращения браконьерства и других экономических правонарушений. Корабли этого типа многофункциональны, могут использоваться для охраны, а также как спасательное или исследовательское судно», — заявили в пресс-службе «Рубина».

Что касается оборудования, разработчики ориентируются на образцы, которые уже производят серийно и коммерчески востребованы.

Благодаря возможности погружаться под воду корабль способен скрытно наблюдать за нарушителями и избегать воздействия неблагоприятной погоды. Помимо этого, «Страж» можно применять для обучения экипажей полноценных субмарин.

Работы в этом направлении активно вели в советские годы. В 60-е в СССР разработали малый погружающийся ракетный корабль проекта 1231, представляющий собой гибрид катера и субмарины. Преимуществом такого решения считали достижение показателей скрытности подлодки при сохранении скоростных качеств «обычного» корабля (в надводном положении). Катер должен был нести до четырех ракет П-25. Экипаж — 12 человек.

Малый погружающийся ракетный корабль проекта 1231 / ©wikipedia

Несмотря на высокий уровень проработки, от проекта в итоге отказались. Дело в том, что его главным идейным вдохновителем был тогдашний руководитель СССР Никита Хрущёв. Проект закрыли после его отстранения от власти.

Специалисты отмечали и объективные технические проблемы проекта 1231. Корабль был крайне сложен: в состав комплекса всплытия и погружения входили 29 клапанов вентиляции и 54 кингстонов. При этом запаса воздуха высокого давления не хватало для всплытия в условиях возможной аварии на борту. Кроме того, критиковали слабое вооружение детища Хрущёва.

В современном мире нечто похожее разрабатывают (или разрабатывали) в ЕС. На военно-морской выставке Euronaval в 2010 году представили проект корабля SMX-25, получившего неофициальное прозвище «ныряющий фрегат». Детальнее об этом и других перспективных кораблях можно прочитать в нашем материале.

Надводно-подводный корабль SMX-25 / ©Topwar

Напомним, недавно американские ВМС получили беспилотный корабль Seahawk, ставший развитием знаменитого Sea Hunter.

Комментарии

  • Интересно почему проекты таких гибридов периодически всплывают на протяжении многих лет? Уж вроде бы еще в прошлом веке убедились что подобные корабли совмещают не только достоинства, но и недостатки обоих видов транспорта - надводного и подводного.

  • В таких ныряльщиках велика потребность в Центральной и в Южной Америке...

    • У наркобаронов. Береговой охране любой страны такие уроды не нужны от слова совсем.

      • Именно Медельинский картель я и имел в виду в первую очередь...

        • Полезность таких судов для береговой охраны и наркополицейских вопрос спорный. А вот наркобаронам они точно никуда не упали. Там важнее всего скрытность и способность действовать на малых глубинах. Водоизмещение «Стража» составляет около 1 тыс. тонн, общая длина судна достигает 60—70 м в зависимости от комплектации. Экипаж может включать до 42 человек. Разве способен такой монстр пробираться по руслу небольшой реки? Доставить на место сложно, обнаружить легко, да и ущерб в случае потери несопоставим. Куда проще собрать небольшую кустарную лодку прямо в джунглях из пластика и палок. А потом такую и бросить не жалко. https://pikabu.ru/story/narkosubmarinyi__podvodnyie_lodki_kolumbiyskikh_karteley_5250722
          https://youtu.be/_Y6Q1Y3hj_g?t=427

  • Прекрасно написанная статья.
    Ни за что не догадаешься что никакого "ныряющего корабля" не существует и в помине, существует очередная "инициатива на местах" с целью выклянчить бабла на распил.
    В истории ещё много нереализованных проектов, которые можно вытащить из дальнего ящика стола, стереть с них пыль и попробовать ими заинтересовать Минобороны, Минавиации и транспорта, Роскосмос, но в итоге их может оценить только Роснано-по масштабу результата.

  • Он сочетает в себе преимущества субмарины и надводного патрульного корабля. ---- в конструкторской тусовке СССР ходила такая история. Как-то вызвали на ковер Антонова, Туполева и еще кого-то и перед каждым положили такой проект - самолет, который может летать (ессно), плавать (а вот это уже необычно), сбрасывать десант (не всякий может), и еще до кучи чего-то. В общем .собрали все хотелки анералов и анпираторов.

    Первым поднялся, кажется Антонов. - Знаю я такие самолеты. Он делает почти все, и при этом ничего не делает хорошо. Я такой самолет делать не буду. Нехай вон он (ткнул пальцем в конкурента) делает... И потом выслушивает упреки.

    • Нашелся тот, кто не знал, что это невозможно, взялся и построил... Фамилия его была Бериев.

  • Зря автор не озвучил характеристики этого судна (водоизмещение1000 т, длина 60-70 м, экипаж 42 чел.) может хоть Сергей не писал бы ерунды про наркокартели )) На благоразумие второго персонажа я уж не надеюсь некоторым людям бесполезно что-то доказывать.

    • Благодарю. На момент написания материала источник (ТАСС) характеристик не озвучивал.