Оружие и техника

Су-57 связали в инфосеть для борьбы с украинской ПВО

Новые данные указывают на то, что реальное число истребителей этого типа ранее оценивалось неправильно.

Российские ВВС во время спецоперации на Украине использовали звено из четырех истребителей Су-57, связав его в единую информационную сеть, нацеленную на уничтожение объектов ПВО оппонента. Об этом заявил источник РИА Новости в соответствующей сфере. Сообщение необычно лишь тем, что это первое конкретное указание на использование Су-57 для борьбы за контроль над воздушным пространством (в Сирии их использовали только для ударов по земле). Кроме того, ранее о наличии у ВВС четырех Су-57 вообще не говорили. Это может указывать на систематическое сокрытие положения дел с реальным числом серийных самолетов такого типа.

Истребители связывают в единую информационную сеть для того, чтобы они могли давать ракетные пуски по целям, не включая собственные радары. Су-57 — истребители с весьма малой радиозаметностью, особенно со стороны передней полусферы. Чтобы ее обеспечить, самолет имеет довольно специфические формы (практически без прямых углов, поверхности не отражают радиоволны, а скорее рассеивают их), а также специальное радиопоглощающее покрытие. Да и ракетное вооружение размещено во внутренних отсеках, что нетипично для самолетов более ранних поколений.

Однако любые меры по снижению радиозаметности ограниченно эффективны, если самолет включает собственный радар. В этом случае скрыть его местонахождение практически невозможно: излучение бортовой РЛС непременно заметит любой современный самолет противника. Чтобы решить проблему, разработчики американских стелс-истребителей F-22 в свое время хотели пойти на применение ИК-сенсоров: те не излучают и не демаскируют самолет.

Но дальность уверенного обнаружения противника в ИК-диапазоне не просто намного меньше, чем в радиодиапазоне, но и может резко изменяться, если цель находится в нижних слоях атмосферы, особенно в условиях повышенной температуры и влажности. Самолеты противника на предельно малой высоте и его комплексы ПВО бывают чрезвычайно плохо заметны для ИК-сенсоров стелс-истребителей как раз по этим причинам.

Чтобы иметь возможность выявлять цели лучше, используют объединение стелс-истребителей в единую информационную сеть. Тогда она может получать целеуказание от внешних источников — обычных самолетов, разведки или откуда-то еще. Причем таким самолетам нет нужды включать собственные радары и тем самым обнаруживать себя. Вдобавок в рамках такой сети они способны пускать ракеты по другим самолетам и объектам ПВО не с большой высоты, а «загоризонтно», летя на весьма малых высотах, что дополнительно затрудняет их обнаружение РЛС противника.

Один такой истребитель несет до четырех ракет Х-38 / ©Wikimedia Commons

Насколько можно судить, именно для этого в описываемом случае звено Су-57 объединили в единую сеть. Со слов источника РИА Новости, истребители работали на уничтожение объектов противовоздушной обороны Украины. Практически наверняка при этом использовали не бомбы, а ракеты. Именно последние — например, компактную Х-38 с массой боевой части в 250 килограммов (заметно больше, чем у противокорабельной ракеты «Уран») — российские военные рассматривают как основное ударное вооружение для этого типа самолетов.

Как отметил собеседник агентства, в этих боевых действиях Су-57 подтвердили свою низкую радиолокационную заметность. Скорее всего, это указывает на то, что они входили в зону потенциального поражения ПВО оппонента, но так и не были им обнаружены или атакованы.

Обращает на себя внимание тот факт, что ранее в СМИ попадала информация о выпуске только трех серийных Су-57 для российской армии. Использование сразу четырех в одной точке в боевых действиях явно говорит о том, что публиковавшиеся данные на этот счет были неполными — возможно, неполными умышленно. Следовательно, общее число истребителей этого типа у России на деле неизвестно — и может быть больше четырех. Это необычно: считается, что пока у самолета есть только двигатель первого этапа. Двигатель второго этапа должен стать серийным в ближайшие годы, и с ним возможности истребителя, судя по всему, сильно возрастут. После
этого уже выпущенная малая серия с двигателями первого этапа окажется уступающей по своим характеристикам новым Су-57.

Комментарии

  • >Обращает на себя внимание тот факт, что ранее в СМИ попадала информация о выпуске только трех серийных Су-57 для российской армии.

    В самом деле, только трех? См. хотя бы ЦАСТовский блог БМПД в ЖЖ от 28.05.2022. Дал бы и прямую ссылку, да чудо-движок этого сайта порой просто "съедает" комментарии со ссылками...

    • ЖЖ и споттеры -- это, конечно, тоже источник, но, как бы это сказать, не сильно официальный. Да и в посте бмпд от указанного вами число стоит слово "видимо": https://bmpd.livejournal.com/4532389.html Официальные данные ограничивались тремя самолетами.

      • Камуфляж последнего Су-57 отличается. Насколько помню так красили опытные образцы Т-50 возможно в этом же кроется и разгадка появления четвертой сушки в небе Украины. Вместе с серийными пустили предсерийный.

      • В Вашей статье данный аспект не оговаривается, просто "ранее в СМИ попадала информация" - и всё. Так что следовало бы изначально формулировать точнее.

  • Во-первых, скрывать реальное количество самолётов нет никакого смысла (разведка противника все равно узнает, более того, невозможно будет знать - узнала ли она или нет), во-вторых, смысл есть напротив завышать - как для своего лохтората так и для противника.
    Ну и в третьих, куда логичнее предположить что это обычное враньё и очковтирательство. То есть как раз-таки попытка завысить число самолётиков, с намеком - "а у нас-то их больше чем все думают".
    Рассчитано на недалёких.

    • обычное враньё и очковтирательство

      обычно во всем видят люди склонные к такому же поведению.

    • С идеями про лохторат и очковтирательство, пожалуйста, обратно в "незалежную". Здесь эти идеи не продаются.

    • "Во-первых, скрывать реальное количество самолётов нет никакого смысла (разведка противника все равно узнает,"
      Нет, не узнает. Вся история отслеживания США ВВС нашей страны полна сильных ошибок -- от Bomber gap до постсоветского шока с МиГ-29.
      "во-вторых, смысл есть напротив завышать – как для своего лохтората так и для противника."
      Нет, такого смысла нет. Ведь тут не Украина -- нет смысла преувеличивать свои военно-технические возможности, когда они и так весьма велики.
      "Ну и в третьих, куда логичнее предположить что это обычное враньё и очковтирательство."
      Нет, не логичнее. Не составляет труда посмотреть на доступные фото, и заметить, что в стране выпущено минимум четыре разных самолета (они визуально отличаются).