Выставка AUSA-2019 четко дала понять, каким может быть скоростной вертолет будущего для американской армии. Однако интрига вокруг финала тендера FARA еще долго будет на повестке дня.
C 14 по 16 октября в Washington Convention Center проходила выставка военной техники и вооружений AUSA (Association of the United States Army). Представленные там экспонаты мало о чем расскажут человеку, который не интересуется военной техникой: с виду это обычные макеты, концепты и «картинки». На самом деле, на кону не только многомиллиардные контракты, но и направление эволюции вертолетной техники. Впрочем, обо всем по порядку.
Конец холодной войны и развитие БПЛА замедлили создание новых боевых вертолетов. Программу Boeing / Sikorsky RAH-66 Comanche закрыли еще в 2004 году, потратив на нее, кстати, фантастическую сумму – более восьми миллиардов долларов. В итоге Сухопутные силы остались с проверенными, но откровенно старыми машинами, пусть и прошедшими не один этап модернизаций. Главную рабочую лошадку Армии США – многоцелевой Sikorsky UH-60 Black Hawk – стали производить еще в 1977 году, когда Huey начал стареть. В свою очередь, основа ударной «крылатой кавалерии» – AH-64 Apache – впервые поднялся в небо еще в 1975-м. Ну а тяжелый транспортный Chinook застал даже Вьетнамскую войну: он вообще родом из 60-х.
Хуже всего обстоят дела с легкими разведывательными вертолетами. Напомним, «ветерана» Bell OH-58 Kiowa США уже вывели из эксплуатации, а его функции частично взял на себя Apache.
Чисто гипотетически даже сейчас можно оставить все как есть, обойдясь модернизацией имеющихся вертолетов, несмотря на их солидный возраст. Однако в Соединенных Штатах решили иначе, запустив в 2000-х масштабную программу Future Vertical Lift (FVL), призванную создать целую линейку новых винтокрылых машин. Они должны заменить практически все остальные вертолеты – от Kiowa до Chinook и даже частично военно-транспортные самолеты C-130J Super Hercules.
Выглядит это так:
Как вы уже, наверное, догадались, речь пойдет о JMR-Light, который также знают как FARA (Future Attack Reconnaissance Aircraft). Пусть вас не смущает слово «легкий» или «разведывательный». Новый вертолет станет лишь условным последователем простого OH-58: на деле это будет совершенно другой аппарат с новыми возможностями, который будет концептуально ближе к нереализованному Comanche, чем к любому другому вертолету США.
Зачем американцам понадобилось такое «вундерваффе»? Причина кроется в усилении КНР, а также в российском факторе. Новые машины призваны обеспечить абсолютное технологическое лидерство США в сфере вертолетостроения на много десятилетий вперед. Контракты на проектирование в рамках FARA американское Минобороны заключило в 2019 году.
Всего производителей пять:
Из этого числа выберут двоих, которые построят прототипы в 2020-х. К концу следующего десятилетия должен определиться победитель, который и будет выпускать серийный вертолет. А теперь посмотрим, что именно предлагают в рамках Future Attack Reconnaissance Aircraft.
Оговоримся. Внешний вид и характеристики машин (даже в рамках одного конкретного проекта) за время доведения до серийного производства могут не раз измениться. Самый лучший пример – Raider-X.
Один из самых интересных и, что не менее важно, реалистичных проектов FARA. Его, как и проект от Karem Aircraft, впервые показали на выставке AUSA. Однако слово «впервые» более чем условно. Проект скоростного вертолета Raider-X базируется на Sikorsky S-97 Raider, который стал развитием экспериментального вертолета Sikorsky X2. Тот, в свою очередь, создан на основе Sikorsky S-69. Во всех случаях применили концепцию ABC (Advancing Blade Concept – Концепция опережающей лопасти).
Вкратце ее суть можно описать следующим образом. На больших скоростях отступающая лопасть винта двигается со скоростью, близкой к скорости потока, и не может производить подъемную силу. Это ограничивает скорость полета винтокрылых машин. Но! Можно ввести два соосных винта (нечто похожее мы видим на Ка-50/52), имеющих два автомата перекоса, способных изменять угол атаки отступающих лопастей. За счет симметричной схемы можно нивелировать эффект падения подъемной силы на отступающих лопастях, а основную подъемную силу будут создавать опережающие лопасти.
У S-69 был один газотурбинный двигатель и два турбореактивных, за счет которых он смог развить скорость в 500 километров в час. Все последующие машины – X2, S-97 и Raider-X – получили, кроме одного соосного винта, дополнительный толкающий в задней части фюзеляжа.
Выполнивший первый полет в 2015 году S-97 способен развивать крейсерскую скорость примерно 410 километров в час и максимальную в 440. У Raider-X показатели будут аналогичными. Эксперты ожидают, что с двигателем General Electric T901 вертолет Raider-X сможет развивать скорость примерно 380 километров в час, что тоже намного выше скоростей существующих и даже ряда перспективных вертолетов. У UH-60L, например, крейсерская скорость составляет всего лишь 282 километра в час, а максимальная – 296.
Нужно отметить, что требования тендера FARA относительно скромные: крейсерская скорость должна составлять 333 километра в час. Вообще, все участники конкурса соответствуют или же потенциально соответствуют этому требованию военных США.
Но в чем конкретно особенность нового вертолета? Главным отличием Raider-X от S-97 Raider стал размер: новая версия винтокрылой машины на 30% больше старой. Это теоретически позволит брать на борт больше оружия и десантников. Точные характеристики машины мы узнаем позже. А пока рассмотрим других участников конкурса.
В числе самых интересных новинок AUSA – полноразмерный макет вертолета Bell 360 Invictus, облик которого мы видели на изображениях от компании Bell. Invictus (в переводе – «непобедимый») создан на базе гражданского вертолета Bell 525 Relentless, однако внешне сильно отличается от своего предка. То же касается возможностей.
Bell 360 Invictus отличается от Raider-X классической вертолетной аэродинамической компоновкой: один несущий и один рулевой винт. Новая машина сможет летать на крейсерской скорости в 330 километров в час. На внешних держателях Invictus будет нести до восьми ракет класса «воздух – поверхность», а еще четыре ракеты могут поместиться во внутренних отсеках. Вероятно, это будут либо AGM-114 Hellfire, либо новейшие управляемые ракеты класса «воздух – поверхность» AGM-179 JAGM. В конфигурации JAGM Increment 3 ракета AGM-179 сможет поразить цель, находящуюся на дальности до 16 километров. Это сделает вертолет очень опасным противником даже для новейших самоходных зенитных комплексов. Кроме ракет, вертолет будет нести встроенную пушку, расположенную в передней части: как у обычных ударных винтокрылых машин.
Главной же интригой, связанной с новой машиной, стала малозаметность. Вернее, предполагаемая малозаметность. Внешне вертолет похож на «невидимку» RAH-66 Comanche: подобно старой машине, он имеет характерные «рубленые» формы фюзеляжа, а оружие (по крайней мере, частично) расположится внутри. И то и другое нужно для сохранения малозаметности.
Однако сама Bell Helicopter не делает акцент на невидимости, а эксперты в этой связи вспоминают китайский вертолет CAIC WZ-10, который не является стелсом, но имеет похожую форму фюзеляжа. Возможно, Bell 360 Invictus будет частично «невидимым». Такой подход позволит снизить радиолокационную и инфракрасную заметность более чем в несколько раз, но при этом не сделает вертолет архидорогим (как известно, технология стелс – недешевое удовольствие).
В апреле 2019 года компании L3 Technologies и AVX Aircraft Company представили внешний вид инновационного сверхскоростного боевого вертолета для программы Future Attack Reconnaissance Aircraft. Однако настоящий дебют состоялся позже, в рамках выставки AUSA. Тогда, напомним, публике впервые показали полноразмерный макет машины. Вертолет оснащен одним соосным несущим винтом, а также двумя движителями по бокам фюзеляжа. Крупные крылья призваны создавать подъемную силу. На внешних держателях можно будет подвесить от четырех до восьми ракет класса «воздух – поверхность». Кроме них, вертолет получит пушку: она находится в «носу». Летчики располагаются бок о бок.
На официальном сайте AVX Aircraft нет практически никаких данных о новом вертолете, кроме общих фраз. Однако мы знаем, что компания не имеет в своем активе летающих прототипов или готовой базы для машины будущего. Это, конечно, не прибавляет шансов на реализацию столь технически сложного и даже в каком-то смысле революционного проекта. Скорее всего, детище AVX Aircraft / L3Harris Technologies не пройдет в финал, уступив место более проработанным моделям.
Пожалуй, самый загадочный участник программы FARA. Немного света американский авиастроитель Karem Aircraft пролил на выставке Association of the United States Army. В рамках проекта предлагается создать скоростной вертолет-разведчик AR40 с одним несущим винтом и толкающим воздушным винтом в хвостовой части. Машина получит большое крыло, создающее существенную часть подъемной силы.
Точная скорость машины не известна: в Karem Aircraft говорят, что она будет на 20 процентов выше той, что указана в требованиях к новому вертолету. 14-метровый фюзеляж имеет «огромный» оружейный отсек, где будет находиться инновационная пусковая установка. Расположение экипажа бок о бок позволит (во всяком случае, по словам разработчиков) пилотам лучше координировать свои действия.
С одной стороны, они правы. С другой – такое размещение экипажа серьезно ограничивает видимость для летчика с противоположной стороны. Это может стать проблемой при решении ударных задач: еще один плюс в копилку Bell 360 Invictus.
По состоянию на октябрь 2019 года Boeing еще не представила проект нового вертолета, который смог бы заменить Kiowa в Армии США. Эксперты спорят о причинах. Возможно, дело в коме проблем, упавшем на корпорацию после крушения Boeing 737 MAX под Аддис-Абебой 10 марта 2019 года. Напомним, тогда погибли 157 человек. В качестве причины трагедии эксперты назвали ошибки, допущенные при создании программного обеспечения, в результате чего самолет может становиться неуправляемым. Похожий случай произошел в 2018 году, во время катастрофы Boeing 737 возле Джакарты.
После расследования вскрылись серьезные проблемы, связанные с другими пассажирскими самолетами от Boeing. В ноябре бывший менеджер по контролю качества компании заявил в интервью BBC, что у флагмана – Boeing 787 Dreamliner – возможно, имеется серьезный технический недостаток, из-за которого пассажиры в случае внезапной декомпрессии могут остаться без кислорода.
Кто-то видит спасение компании в военных заказах, однако их нужно сначала получить, доказав при этом, что ваши самолеты/вертолеты лучше, чем у конкурентов.
Лучше или хуже – сейчас сказать сложно, но то, что потенциальный проект Boeing может быть дешевле конкурентов, – факт. В 2018 году СМИ писали, что компания намерена снабдить AH-64 Apache винтом толкающего типа. Это даст вертолету принципиально новые возможности. В частности, его скорость возрастет на 50 процентов, а экономичность – на 24 процента. При этом цена модернизированного Apache не должна значительно вырасти: она увеличится на 20 процентов по сравнению с другими версиями машины.
Привычный хвостовой винт тоже останется: он необходим для компенсации момента несущего винта. Машина унаследует многие положительные стороны своего прародителя: высокую живучесть, отличное вооружение и удобство эксплуатации.
Новый старый вертолет может иметь хорошие показатели и при этом стоить дешевле, чем инновационный Raider-X или Karem AR40. Важен и огромный опыт эксплуатации Apache, а также наличие инфраструктуры, которая позволяет поддерживать высокий уровень их боеготовности. Иными словами, дополнительная экономия.
Здесь, впрочем, стоит учесть, что мы имеем дело со Штатами, которые не привыкли экономить на оружии: иначе никакого конкурса FARA не было бы вообще, а Сухопутные силы обошлись новыми беспилотниками, которые стали бы заменой для OH-58.
«Boeing опасается, что, если она слишком много расскажет о своем дизайне, другие компании могут быстро использовать эту информацию, чтобы значительно снизить ее шансы на продвижение в конкурентной борьбе», – пишет по этому поводу издание FlightGlobal. Нельзя исключать, что компания явит принципиально новую машину в последний момент: времени на это остается все меньше.
Представленные проекты, модели и концепты не дают стопроцентного понимания того, как будут выглядеть реальные прототипы конкурса Future Attack Reconnaissance Aircraft. Но уже сейчас можно выделить несколько моментов.
Скорость. Здесь наиболее выигрышно смотрятся Raider-X, Karem AR40 и проект от AVX Aircraft и L3Harris Technologies. Эти машины могут развивать фантастическую для вертолетов максимальную и крейсерскую скорость. Это же порождает общие недостатки: машины потенциально сложнее и дороже.
Малозаметность. Фактор малозаметности учитывают при проектировании любого современного боевого аппарата. Рискнем предположить, что все претенденты на победу имеют хорошие показатели – как для винтокрылых машин. Однако лучше всех выглядит Bell 360 Invictus. Он же больше других подходит на роль ударного вертолета – из-за тандемного расположения членов экипажа.
Цена. Если Boeing создаст новый Apache для конкурса FARA, она имеет все шансы выстрелить. Специалисты на западных ресурсах также говорят, что Bell 360 Invictus хорошо выглядит в этом плане из-за более привычной компоновки. Кстати, что такое риск, американцы знают: перед ними всегда есть пример технически проблемного конвертоплана Bell V-22 Osprey, который к тому же стоит как истребитель пятого поколения – для будущего вертолета Армии США это недопустимо.
Каков итог? Рискнем предположить, что с учетом всех реалий и тенденций в финал выйдут два проекта: Bell 360 Invictus и Raider-X. Первый, насколько можно судить, не имеет десантного отделения, кроме того, существует лишь как макет. Sikorsky со своим проектом продвинулась дальше всех – велика вероятность, что именно эта компания построит вертолет будущего для Армии США.
Статья опубликована в журнале Naked Science №47, Январь 2020.