Оружие и техника

Перехватчик МиГ-41: «Лисья гончая» XXI века

Программа ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата) привлекает к себе все больше внимания. Разберемся, что это такое и появится ли у России новый боевой самолет.

Обновление парка

Россия почти получила первый серийный истребитель пятого поколения, выполненный в рамках программы ПАК ФА, а уже в обозримой перспективе может состояться презентация перспективного стратегического бомбардировщика, известного как ПАК ДА – или «Посланник». Первый заменит истребители, построенные на базе старого Су-27, такие как Су-27СМ и Су-30, а также немногочисленные из оставшихся в живых МиГ-29: перспективы его преемника – МиГ-35 – пока туманны. ПАК ДА, соответственно, идет на смену всем стратегическим и дальним бомбардировщикам. 

В этой связи все чаще говорят о необходимости замены для МиГ-31, тем более что эти самолеты уникальны и считаются самыми быстрыми из находящихся на вооружении крылатых боевых машин. Максимальная скорость 31-го – 3000 километров в час, крейсерская скорость – 2500. Это существенно выше показателей любого современного истребителя, включая новое, пятое поколение. 

Истребитель МиГ-31 выполнен на базе советского МиГ-25, взлетевшего в 1964 году и во многом предопределившего развитие авиации. Опасаясь скорости МиГ-25, американцы окончательно отказались от разработки сверхскоростного бомбардировщика Valkyrie: в новых реалиях его возможности уже не гарантировали неуязвимость.

Уникальными возможностями советского перехватчика был грех не воспользоваться в 90-х, и руководство страны это понимало. Так появился МиГ-31БМ – модернизированная версия. Самолет получил новые систему управления вооружением и радиолокационную станцию, позволяющие обнаруживать цели на дальности до 320 километров. Отметим справедливости ради, что это касается целей, не обладающих радиолокационной малозаметностью – то есть не стелсов. 

Перехватчик МиГ-31/©Wikipedia

Другой важный плюс МиГ-31БМ – возможность применения новейших ракет класса «воздух – воздух» большой дальности Р-37. Это развитие старой советской ракеты Р-33, которую может применять МиГ-31. Однако, если старая ракета имеет ограничения по перегрузке цели в 4 G (значит, не может эффективно поражать маневренные цели), то у Р-37 этот показатель должен составлять 8 G. Можно сказать, самолет МиГ-31 трансформировался из узкоспециализированного перехватчика, способного эффективно бороться лишь с крылатыми ракетами и стратегическими бомбардировщиками, в многофункциональный комплекс, который может противостоять даже истребителям потенциального врага. 

Одним из самых любопытных проектов в сфере авиационных средств поражения стала разрабатываемая в России ракета класса «воздух – воздух» сверхбольшой дальности КС-172, над которой работали еще в 90-х. Ее дальность пуска должна была составлять до 400 километров. Но отсутствие какой-либо информации в последние годы позволяет сделать предположение о заморозке проекта / ©Wikipedia

Но не все так просто. Проблема – в смене поколения военной техники, а если быть точнее, в уже упомянутой малозаметности, вокруг которой выстраивается современный авиационный комплекс, такой как F-22, F-35 или Су-57. МиГ-31 никогда не был стелсом, ему никогда не достичь показателей самолетов, которые изначально создавались с упором на «невидимость». То есть, говоря проще, он не станет боевой машиной XXI века. Нужен другой самолет. 

Упущенные возможности

Это прекрасно понимали в «МиГ», тем не менее свой шанс компания упустила, в отличие от «Сухого», который на слуху еще с начала 2000-х. Напомним, 29 февраля 2000 года в небо впервые поднялся прототип истребителя пятого поколения МиГ 1.44, который создавали в противовес истребителю F-22 и который, как сообщалось, по ряду характеристик превосходил американского «ястреба». Так, максимальная скорость у самолета МиГ 1.44 должна была превышать даже скорость МиГ-31 и достигать 3200 километров в час. Однако затем последовали скандалы, разоблачения и сказалось общее бедственное положение отрасли. В 2002 году вышло постановление правительства о создании Су-57, окончательно поставившее точку в истории МиГ 1.44. До сих пор не утихают споры о правильности этого решения. Но, если убрать эмоции, нужно признать один факт.

Перехватчик МиГ-1.44/ ©Wikipedia

Преимуществом концепции Су-57 перед МиГ 1.44 стало то, что самолет изначально строили как стелс, в то время как миговский прототип был лишен даже намека на малозаметность – в современном американском понимании этого термина. Возможно, именно это стало причиной отказа от проекта. 

Также наследником МиГ-31 мог стать тяжелый перехватчик «Проект 701» (проект 70.1?), который якобы разрабатывали еще в начале 90-х. Дальность полета гигантского 62-тонного самолета должна была составлять семь тысяч километров, а максимальная скорость – 2500 километров в час. Однако достоверность сведений о перехватчике вызывает много вопросов. Скорее всего, такая машина никогда бы не появилась, даже если бы у страны были на нее деньги в те годы. 

«МиГ» будущего: первые данные

Будущее российских перехватчиков, если оно вообще есть, связано с программой ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата), также известного как МиГ-41. Что это за программа и насколько она активна сейчас – попробуем разобраться. 

Проблема в том, что немногочисленные заявления летчиков и авиастроителей не столько отвечают на поставленные вопросы, сколько вносят еще большую сумятицу. Так, в 2014 году о машине заявил летчик-испытатель Анатолий Квочур. «Такая модернизация должна была состояться еще лет 20 тому назад. Однако тогда этого не произошло, поэтому сейчас требования повышаются. Они заключаются в том числе в (повышении. – Прим. авт.) скорости перехватчика до 4-4,3 Маха», – сказал он. Свое заявление на этот счет в 2017 году сделал и теперь уже бывший главком Воздушно-космических сил Виктор Бондарев. «Радиус действия будет в диапазоне от 700 до 1500 километров. Вооружить его планируется ракетой Р-37 класса «воздух – воздух», а также принципиально новыми ракетами, – рассказал военный. – Предполагается, что это будет самый быстрый истребитель в мире». 

Так может выглядеть перехватчик будущего/©Wikipedia

Не понятно, зачем самолету такая скорость: достижение подобных показателей на практике потребует немыслимых сил и технологий, которых, судя по всему, нет ни у одной страны. Кроме того, к моменту принятия самолета на вооружение далеко не новая ракета Р-37 (в широком смысле всего лишь модификация советской Р-33) может окончательно устареть. 

Впрочем, сейчас на базе уже упомянутой Р-37 ведется разработка новой ракеты РВВ-БД, которая, как отмечают источники, имеет двухрежимный ракетный двигатель на твердом топливе и усовершенствованную головку самонаведения ГСН 9Б-1103М-350 «Шайба». Визуально новая ракета отличается от Р-37 укороченным примерно на 15 сантиметров головным отсеком с радиопрозрачным обтекателем измененной формы. Предполагается, что ракета сможет поражать цели на дальности более 300 километров. Однако нужно учесть ряд обстоятельств, некоторые из которых уже рассматривали. 

Р-37 (РВВ-БД) /©dfnc.ru

Во-первых, при пуске ракеты по маневрирующей цели (скажем, истребителю) она сама будет вынуждена совершать маневры, теряя энергию. Во-вторых, наведение ракеты на малозаметную цель связано с рядом трудностей, так что эффективная дальность пуска по малозаметным самолетам может быть меньше 100 километров, не говоря уже о 300. Кроме того, ракеты большой и сверхбольшой дальности традиционно отличаются высокой ценой и даже превышают стоимость ракеты средней дальности, например AIM-120 или Р-77. 

Скорее всего, в арсенал будущего перехватчика могли войти как ракеты большой/сверхбольшой дальности, так и ракеты средней и малой дальности, что видно на примере ранних модернизаций МиГ-31. Предполагалось, например, что МиГ-31М сможет нести до шести ракет Р-33/Р-37 под фюзеляжем и четыре ракеты средней дальности РВВ-АЕ на подкрыльевых узлах. Таким образом, против маломаневренных целей типа «стратегический бомбардировщик» или «крылатая ракета» можно было применять ракеты Р-33, в то время как для борьбы с истребителями использовали бы ракеты средней дальности. 

Очевидно, в случае реальной заинтересованности ПАК ДП со стороны Минобороны его постараются сделать максимально многофункциональным, но с упором именно на перехват. Функции многоцелевого истребителя, напомним, будет выполнять Су-57, который больше подходит для этих задач, чем перехватчик. 

Невидимый боец

Наконец, мы подошли к самому главному: что именно будет отличать условный МиГ-41 от 31-го и его многочисленных модернизаций. 

Во-первых, скорость. Если верить словам Анатолия Квочура о скорости в четыре Маха, нужно сказать, что достижение таких показателей в рамках старой платформы невозможно. Следовательно, самолет, скорее всего, придется создавать с нуля – с упором на более высокие летно-технические характеристики. Во-вторых (это, пожалуй, даже важнее), есть основания полагать, что ПАК ДП хотят видеть малозаметной машиной, подобно Су-57 или F-22, как мы уже говорили. 

«Перспективный самолет (ПАК ДП) будет применять новые виды авиационных средств поражения, он будет создан с применением новых технологий малозаметности, сможет перевозить необходимое количество вооружений, будет действовать на очень большом радиусе перехвата», – заявил в 2019 году генеральный директор авиастроительной корпорации «МиГ» Илья Тарасенко. 

Глава компании добавил, что эти требования закладываются в облик самолета, а научно-технические работы над ним должны завершить до конца 2020 года. Напомним, в 2018-м Тарасенко заявлял о реальности разработки. «Это не мифический проект, проект для «МиГ» давнишний, сейчас под эгидой ОАК мы ведем интенсивно эти работы и в скором времени уже общественности их представим», – отмечал он. 

В 2017 году научный руководитель ФГУП «ГосНИИАС» академик РАН Евгений Федосов заявил, что в качестве дальнего перехватчика военные рассматривают и стратегический бомбардировщик ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации).

Впрочем, одну версию о трансформации МиГ-31 в ПАК ДП все же исключать нельзя. Вспомним американский проект Boeing F-15SE Silent Eagle, направленный на частичное превращение старого самолета в стелс. Истребитель F-15SE снабдили, к примеру, V-образным вертикальным оперением, а часть вооружения (тоже ради сохранения радиолокационной малозаметности) убрали во внутренние отсеки. «Малозаметный самолет для бедных», как его прозвали, не встретил на рынке большой интерес, поскольку есть более продвинутые машины и удовлетворять современные требования в полной мере аппарат уже не может. 

F-15SE на презентации, 2009 год/©Wikipedia

Как уже отмечалось, все говорит в пользу разработки инженерами «МиГ» новой машины, а не модернизированного МиГ-31. Другой вопрос – насколько она интересна Министерству обороны. В октябре 2018 года стало известно, что российское военное ведомство получило материалы по проекту перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата, который создают на смену Миг-31. Об этом тогда сообщил генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Коротков. Но пока официальных заявлений, которые бы всерьез позволяли говорить об интересе к машине со стороны российского МО, нет. 
Может ли программа существовать вне желания ВКС получить новый перехватчик? Сложный вопрос, и самый правильный ответ на него – скорее нет. 

Рынок боевых самолетов не такой широкий, как рынок гражданской авиации. Это видно даже на примере относительно востребованных многоцелевых машин. Об узкоспециализированных перехватчиках, как и о фронтовых бомбардировщиках типа Су-34, и говорить нечего. Скорее всего, международных заказчиков на новый самолет не удастся найти, даже если машина будет удачной. Тяжелый перехватчик интересен лишь странам, имеющим очень протяженные границы и, следовательно, необходимость эти самые рубежи охранять. Таких государств не много, а у некоторых, например Китая, есть и собственное авиастроение. 

МиГ-41: нужен ли?

Реализация программы ПАК ДП будет стоить без преувеличения фантастических средств, что хорошо видно на примере истребителей пятого поколения. Программа разработки F-22 обошлась американским налогоплательщикам более чем в 60 миллиардов долларов, а проект F-35 стоил свыше 50 миллиардов. Можно полагать, что истребители шестого поколения потребуют еще больших капиталовложений. 

Во сколько обойдется Москве перспективный перехватчик с задатками шестого поколения? Ответить на этот вопрос сейчас не сможет никто, но нет никаких сомнений, что сумма будет астрономической, особенно по меркам России. 

Вкупе с техническими рисками это порождает неудобные вопросы и заставляет сомневаться в реализуемости чего-то подобного. Не особо верят в ПАК ДП и на Западе. Так, специалист по авиации Джастин Бронк из Королевского института оборонных исследований ранее заявил, что не видит перспектив у МиГ-41, так как «Россия не всегда доводит дело до серийных поставок новой военной техники». Однако этот тезис лишь отчасти справедлив. Новая техника всегда требует длительного периода доведения до боеспособного состояния, то есть никто (по крайней мере, сейчас) не отказывался ни от Су-57, ни от танка Т-14. Более того, в этом году появилась информация о заключении контракта на поставку в войска семидесяти шести Су-57. 

Важнее вопросы концептуального характера, на которые ранее обратили внимание журналисты Business Insider. «Лучшим способом перехвата являются ракеты класса «земля – воздух». А свои разговоры о МиГ-41 русские ведут для продвижения другого самолета – МиГ-29СМ», – отмечают они. И правда, зенитный ракетный комплекс С-400 при условии применения новой ракеты 40Н6Е теоретически сможет поражать цели на дальности почти 400 километров. Боевой радиус МиГ-31 составляет 700 километров, а дальность его ракет Р-37, как мы уже говорили, может достигать 300 километров. Таким образом, выводы экспертов Business Insider не совсем корректны: ни С-400, ни С-500 не смогут стать полноценной заменой самолета-перехватчика. 

Однако функции МиГ-31/МиГ-31БМ на себя смогут частично взять истребители Су-57, которые, как ранее было заявлено, должны научиться применять ракеты РВВ-БД. Если учесть планируемую установку на Су-57 двигателя второго этапа – «Тип 30», – крейсерская скорость самолета в теории не будет уступать аналогичному показателю у F-22 Raptor. То есть может быть выше 1500 километров в час. 

Так, ПАК ДП может быть просто не нужен в силу наличия других современных машин. Впрочем, и тут не все просто. Дело в том, что ряд экспертов – как в России, так и на Западе – «сватают» МиГ-41 в истребители шестого поколения. Напомним, сейчас активные работы на этом направлении ведут в Европе и США: достаточно вспомнить американский F/A-XX и европейский New Generation Fighter. Логика ясна: F-35 и F-22 не вечны, рано или поздно их придется заменить. 

Пока что требования к шестому поколению полностью не сформированы. Но эксперты полагают, что речь может идти о самолете, построенном по технологии стелс и способном развивать гиперзвуковую скорость. Вот тут и могут пригодиться наработки «МиГ» по ПАК ДП. Говоря проще, МиГ-41 на деле может оказаться не заменой МиГ-31, а преемником уже Су-57. То есть не перехватчиком, а многофункциональным истребителем, сочетающим высокую скорость, хорошую маневренность и способность поражать наземные цели. Словом, поживем – увидим. 

Статья была опубликована в журнала Naked Science №43 за 2019 г.

Комментарии

  • Комментарий удален пользователям или модератором...

    • Вы ищите логику там где её нет. Изображение МиГ 41 не более чем МиГ 21 стилизованный под самолёт пятого поколения. Это просто красивая картинка рождённая фантазией художника.

      • Комментарий удален пользователям или модератором...

        • Ну вы можете написать автору картинки и разъяснить ему как тот неправ ))

          https://www.deviantart.com/abiator

          Зря кстати замазали его копирайт, хотя может это вышло случайно при масштабировании фотки. И да на википедии я такой картинки не нашел как впрочем и по поиску CC0 (свободный доступ) . Конечно картинку можно скачать со странички автора, но это не значит, что она лежит в свободном доступе. Хоть и растащена по интернетам. Автор мог бы круто подняться подав в суд на десяток изданий))

          • Комментарий удален пользователям или модератором...

          • Ну вы слишком суровы )) Большинство читателей не заметит таких деталей как дым из под колес и не вовремя выпущенный парашют. Автор кстати признает что вдохновлялся Миг-21. Ну а геометрию воздухозаборника изменил потому что "стелс"

          • Комментарий удален пользователям или модератором...

          • Я думаю не стоит подходить к изобразительному искусству с требованиями рабочего чертежа. Тут больше претензия к редакции которая постит картинки не имеющие к сабжу никакого отношения. В прочем и их тоже можно понять, статья без иллюстраций выглядит не очень. А так как других нет, то имеем то что имеем.

          • Ну я когда рисую технику стараюсь все же разобраться чего у ней и где. И порой на это уходит много времени особенно если на руках лишь некачественный чертеж или фото. Но конечно максимум что смог заметить это странная форма морды "так сейчас не делают" а все остальное это уже очень специфические познания присущие пилоту, а не художнику.

          • Сейчас так не делают потому что разместить в столь маленьком обтекателе нормальную БРЛС довольно проблематично.

          • Да при такой компоновке тесновато было не только антенне. Летчик ведь тоже сидел считай внутри воздухозаборника.

          • Комментарий удален пользователям или модератором...

          • Комментарий удален пользователям или модератором...

          • Комментарий удален пользователям или модератором...

          • Так поправьте статью на вике или запилите свою.

          • Комментарий удален пользователям или модератором...

  • Опечатка - "Дальность полета гигантского 62-тонного самолета должна была составлять семь тысяч километров в час". Просто километров.

  • Ну сопатка у него и правда странная по фантазии художника. Хотелось наверное добавить что-то необычное в стандартный в общем-то зализанный дизайн.

    • Комментарий удален пользователям или модератором...

  • я хоть и все понимаю проекты стоить деняг етот проект закрыть никагда не появится Миг-41.

    • Если закрыть высокотехнологичные проекты то в стране останутся только те кто пишет "деняг" и "никагда" Да и те будут считаться великими мыслителями.

      • А если не закрыть, то тогда денег на школы вообще не хватит, и за пределами ВПК останутся лишь те, кто умеют в ведомости только крестик поставить, а остальные им будут завидовать, но недолго... )))

        • А тем кто останется без работы по вашей милости вы будете платить пособие из своей пенсии? На предприятиях ВПК неплохие зарплаты, где требуются квалифицированные специалисты. Хотите ликвидировать эти рабочие места в угоду своим сомнительным хотелкам? И куда пойдут молодые люди которые отучатся в ваших школах, Яндекс-еду развозить? И чего вас то преступления кровавого режима волнуют, которые вас лично не коснулись, то школы в которых вы учились довольно давно и вот прямо сейчас вам никак не нужны? ))

          • А вот и свидетельство того, что из-за производства кучи бесполезных и очень опасных военных игрушек ко времени учебы Колупаева уровень образования упал до неспособности к логическому мышлению. Ну не может Иван понять, что именно привело к распаду экономики СССР и дальнейшему его распаду, как государства. Видать, очень ему хочется успеть дожить до развала и Российской Федерации, оттого он и радуется проектированию и строительству новых гвоздей в гроб родной страны!
            Если нету в достатке школ и нету в них хороших учителей, то и защищать нечего и некому! Тут А. Березин очень популярно объяснил, почему сталинский СССР не мог малой кровью и на чужой территории выиграть войну у нацистской Германии -- экипажей, расчетов и пилотов для военной техники не было, чтобы пустить в дело то, что наклепали в избыточных количествах полуголодные работяги в тылу...
            Скоро вообще в РФ никаких современных предприятий ВПК не будет из-за недостатка подготовленных кадров для них, так как в школы из-за политики государства вместо педагогов массово пришли ленивые и циничные ремесленники с лозунгом: "Я здесь для того, чтобы ставить оценки за домашние работы и за ответы у доски".
            "В июле 1866 г. после победы при Садовой, одержанной прусской армией в ходе австро-прусской войны профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель написал в редактируемой им газете «Заграница»:
            «…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем»." Потом безграмотные потомки приписали эту мысль Отто фон Бисмарку по поводу другой войны (увы, до сегодняшнего дня и я ленился проверить немецкую легенду об афоризме железного канцлера).
            При этом имелось в виду не только то, что немецкий учитель привил практически всем детям Германии пресловутый "орднунг", а то, что высочайший для того времени уровень германского образования позволил получить массы научно-технически грамотных работников промышленности и инициативные военные кадры. Та война была первой в Европе, в которой прусские солдаты ехали практически до линии фронта в поездах и на них же совершали фланговые маневры.

          • Некоторые люди, если долго сидят на пенсии, превращаются в теоретиков и просто не мыслят такими категориями как работа, зарплата, доход. Зато очень любят судить всех и вся со своей не очень-то и высокой колокольни. В личном общении я стараюсь не спорить с людьми пожилыми, прекрасно понимая эти особенности. Совсем другое дело интернет причем не какая-нибудь соцсеть, а весьма популярный информационный ресурс. Так что получите и распишитесь. На дикость ваших теорий вам уже указывали и неоднократно. Фейспалм вызывает почти любое ваше высказывание, даже вот эта фраза о "победе учителей" высказанная... кто бы мог подумать профессором географии. Никто не сомневается в важности образования, но только вам пришло в голову заявить, что надо совсем перестать делать военную технику достаточно наделать побольше "образованных кадров" Учитывая остальные ваши глупости вроде "не точи нож на соседа и он к тебе не придет с войной" этот ваш пассаж можно понять только так.

          • "...на информационном ресурсе федерального значения". -- )))
            Это будет трюизм, конечно, но вы от скромности не умрете. )))

          • Сомневаюсь что вы в точности понимаете значение слова "трюизм" (общеизвестная истина), иначе бы не стали приводить его в таком контексте. А уж про "скромность" и "здравый смысл" я с вами дискутировать тем более не стану.

          • Чувствуется, что вы знаток во всем... Это похвально, вы впрямь человек Возрождения.
            Но откуда вы так зорко и неизменно за мной следите и так сурово даете отповедь? В России трудящимся патриотам уже давно спать пора. А если вы не из России, то почему вы ее в трудную годину коронавирусных испытаний бросили, если только не трудись на благо отчизны в каком-нибудь заокеанском государственном или частном представительстве?..

          • Я чувствую у вас опять созрела очередная теория )) На карту России давно смотрели? 11 часовых поясов так-то. К примеру в Анадыре сейчас рабочий полдень.

          • Да вы еще и просветитель!.. Но если полдень рабочий, то значит ли это, что вы в редакции сайта работаете или вообще его владелец?

          • Не собираюсь облегчать вам задачу. Гадайте дальше, посмотрим что еще придет в вашу просветленную голову )) Ладно намек понял, постараюсь поменьше комментировать ваши перлы.

          • Зачем гадать? Вы просто бездельник, раз не на пенсии, а в рабочее время занимаетесь такой ерундой, как спор с пенсионером... Впрочем, это даже не спор, а демонстрация вашей невоспитанности... )))

      • ахахахахахах :)))))))))) Вы малдаец ! я Вам дажэ паставил басплатна ну , бес денек(денег:)) лайк , Вы заметили , правда !? Што деняг - не хватает :))))))

  • В статье множество предположений автора и неточностей.
    Как показал уже 500-й выпущенный на сегодняшний день F-35 Lightning II, ни один из существующих сегодня самолётов 5-го поколения не сможет закрыть потребности ВВС любой страны в специфических самолётах поколения 4+. Которыю будут составлять значительную часть лётного парка вплоть до середины 30-х годов, как минимум.
    Все современные самолёты 5-го поколения при всей своей амбициозности и целому пакету новейших технологий, оказались слишком компромисны.Неся вооружение в скрытых внутренних отсека они не могут навесить дополнительное вооружение и внешние топливные баки, без потери своих стелс технологий и значительной части аэродинамики и дальности.
    Автор как минимум не осведомлён в событиях предыдущего года и сегодняшних.
    "Ужасные и безнадёжно устаревшие" F-15 в комплектации QA купили на 6,2 млрд долларов ВВС Катара, а "отсталые" F-15 в комплектации EX покупают ВВС США, предположительно в количестве 144 шт. и первые 80 самолётов будут поставлены Боинг др конца 2023 года.
    Примерно такая же ситуация будет выстраиваться и в России. Су-35 по своим характеристикам получился замечательной универсальной машиной 4+ поколения. По стоимости производства, стоимости лётного часа с обслуживанием, дальности и универсальности во многом превосходящем СУ-57.
    Не для любой задачи нужны стелс и другие новейшие технологии СУ-57, для многих миссий даже с избытком возможностей СУ-35, час полёта и эксплуатации которого обходится от 1,5 до 2 раз дешевле.

    • Комментарий удален пользователям или модератором...

      • Неплохой обзор, но не отражает реалии дня сегодняшнего, 5-е поколение не сможет заменить 4+ в ближайшие 10 лет из-за своей компромиссности и одиозности ряда технологий.

        • Комментарий удален пользователям или модератором...

          • Дяденька ломится в открытую дверь доказывая полезность 4+++++++ и малую необходимость в 5, 6, 7, 8. Просто потому что и автор статьи утверждает примерно то же самое. Что же до предположений, то как еще можно писать о самолете который еще не существует ни на бумаге ни тем более в железе?
            И кстати как там ваша статья про ракеты? Придержать решили пока не улягутся шпионские страсти? ))

          • Комментарий удален пользователям или модератором...

          • Комментарий удален пользователям или модератором...

        • Еще бы хорошо статью читать не по диагонали. А в ней речь именно о стелс-модификации Boeing F-15SE Silent Eagle. И о том что именно эту программу свернули. Причем здесь продажи QA или EX которые ни разу не стелс, не понятно. А еще смешнее что спич про безнадежно устаревшие F-16 целиком на совести комментатора. В статье ничего об этом не сказано. Там и SE упомянут лишь вскользь.

          • Простите, возможно обидел ваши лучшие чувства. )))
            Программу не свернули, а модернизировали. Боинг за свои средства от продажи F-15 на экспорт в разных модификациях, постоянно их совершенствует, сумел не только качественно и фундаментально переработать самолет включая планер, авионику и гидравлику, но и сумел сохранить производственную линию полностью на переоборкдовав.
            Что касается модификаций QA и EX - это и есть дальнейшие эволюции F-15SE, включающие ряд технологий малозаметности. Насколько это возможно в принцыпе для любого самолёта поколения 4+.

          • Расскажите какие именно технологии малозаметности применены в модификациях QA и EX. Мне правда интересно. В свое время я пытался их обнаружить но ничего не вышло. Возможно вы осведомлены лучше.

          • Напишите письмо в Боинг или конгресс США, возможно они вам ответят.
            Из трёх статей в американской срециализированной прессе я прочитал только, что в модификации EX они несомненно есть, как и в модификации QA. Но никакой конкретики вам никто не озвучит ближайшие лет 5.
            Напишите мне какие именно технологии существенно отличают СУ-30 во всех модификациях от СУ-35, какие точные технические параметры 35-го, как конкретно доработан планер и точки подвески вооружения.
            Никто не выкладывает в сеть подобную информацию, даже подучить крохи открытых сведений, а не слухов, и то проблема

          • Жаль, я думал вы расскажете мне что-то новое. А письмо в боинг не обязательно. Достаточно и открытых источников, где перечисляются многочисленные достоинства F-15EX. И немногочисленные недостатки. Один из которых отсутствие стелс-технологий и уязвимость для современных систем ПВО. Поэтому их применение предполагает защиту границ и борьбу с террористами у которых ПВО отсутствует. Второй недостаток - цена. Глубоко модернизированная, но все таки старая лошадка без стелс-технологий стоит дороже F-35 у которого они есть.

            https://www.airforcemag.com/article/f-15ex-vs-f-35a/

            https://www.airforcemag.com/PDF/MagazineArchive/PublishingImages/2019/May%202019/F-15.F-35_Vertical.v30.pdf

            Сайтовый движок изуродовал инфографику но по ссылке есть пдф где все прекрасно читается. Увы сплющенную картинку и удалить-то нельзя. И ведь не первый раз пытаюсь обратить на это внимание дорогой редакции.

    • Статья из прошлогоднего журнала. Мы не отметили, сейчас исправим.

  • ...Что может создать воровское олигархическое государство РФ, созданное мировым олигархатом для разворовывания богатств страны???
    ...Эй, умники, скажите пож-та, что создано в РФ за последние 25 лет????
    АУ!!!! Мыслители!!!

  • А насколько нужна малозаметность самолетам такого класса? и потом, насколько я помню, 31-й - прежде всего перехватчик ПВО и не предназначен для завоевания господства в воздухе, его цели - стратеги и крылатые ракеты, которые никак к высокоманевренным не отнесешь

    • "его цели - стратеги и крылатые ракеты, которые никак к высокоманевренным не отнесешь"
      не повторяйте данный тезис, он ошибочный.
      С точки зрения советской военной науки, идеальный перехватчик создать невозможно, разделение труда по типу МиГ-31 и Су-27 - лучшее качество для перехватчика. у МиГ-31 преимущество в воздушных боях с любым противником (в особенности с истребителями) - это скорость, тяговооруженность, высотность, борт, маневренность на больших скоростях. У Су-27(Су-35) сверхманевренность в ближнем бою основное его преимущество. Вот они друг друга в таких боях дополняют. МиГи за счет своей сверхманевренности на больших скоростях обеспечивают завязку боя и тут же уходят по флангу от встречных атак - то есть они и начинают бой и зачастую его продолжают в дальнем воздушном бою (ДВБ). Радиолокационное поле тоже они обеспечивают за счет более мощной БРЛС, могут с безопасного расстояния доводить уже пущенные ракеты впереди летящих Су-27(35). Задача Сухих в ДВБ также запустить ракеты, уйти от встречной атаки, ракеты сами цели не видят, вот МиГ-и летящие позади с безопасного расстояния за счет более мощной БРЛС доводят ракеты до цели.
      Ну и после сближения, Сухие в ближнем бою бодаются - это их там стихия, а всех вражин, кто отбился от стаи перехватывает МиГ-31. Это наука, она как театр, у каждого самолета роли расписаны. Я очень кратко все описал, не вдаваясь в подробности и в различные варианты взаимодействия МиГов с Сухими в групповых воздушных боях, но в общих чертах, думаю, будет понятно. Хотите больше узнать, читайте литературу специальную, например "Авиация ПВО России и научно технический прогресс", в интернете доступна для скачивания - там все подробно.

    • Если вы когда-нибудь от военных услышите "сверх-маневренный" в отношении МиГ-31, не возмущайтесь, а лучше вспомните, о чем вам писал. Маневренность на больших скоростях в воздушных боях - это способность за короткий промежуток времени пролетать расстояния, чтобы оказаться в нужное время в нужный момент из точки А в точке Б и равных МиГу тут нет. И я, наверное, не ошибусь, если скажу, что МиГи в групповых истребительных воздушных боях доминируют. Они как правило ведущие, Сухие ведомые. Сбить МиГ очень сложно, потому что не подставляются (опять же на расстоянии держаться ему помогает скорость, высотность, маневренность, борт, большой дальности ракеты), всех видит, любого, когда это нужно, догонит.

  • ДП нужен для такого большого государство как Россия. Но нахрена перехватчику стелс?

    • Чтобы не словить ракету в чушку вестимо. Да и атаковать противника куда приятнее когда он тебя не видит. Иначе как правильно подметили чуть ниже круг задач сужается до перехвата маломаневренных или не защищенных целей.

  • Человеческая глупость всегда стояла выше разума.Ткм более если замешаны 2 или 3 конкурирующих фирмы.а тем более если одну из них поддерживает один высокопоставленный трехтактный чиновник,примеров большая куча,и как говорили в старые добрые времена: всегда так было так бывает ученых много,умных мало, а результата все нет и нет!

  • При таком способе полета не то что обтекаемые формы не понадобятся, по сути нет необходимости в крыльях, и по итогоу ЛА будет иметь форму пресловутого НЛО. Однако прежде чем покататься на "тарелочке" нужно решить одну насущную проблему - откуда взять столько энергии?

    • ЯСУ буревестников имеют один толстый недостаток - они ядерные. И весь свой радиоактивный выхлоп выпускают в атмосферу. Что в принципе не так страшно для ракет "судного дня", но критично для самолетов, способных летать и в мирное время.