По крайней мере, так утверждает видный эксперт Коммунистической партии Китая — Цзинь Цаньжун (Jin Canrong). Видео с выступлением, в котором он делает такое заявление, быстро стало вирусным. Новость подхватили видные информационные агентства, и на профильных ресурсах она вполне может претендовать на статус темы дня. Однако сколько в ней правды?
Цзинь Цаньжун — заместитель декана кафедры международных отношений Китайского народного университета (Renmin University of China). Он не раз играл роль профильного эксперта от Компартии Китая, в том числе выступая на различных мероприятиях межнационального уровня. Например, на саммите «Пионеры изменений», который проводят под эгидой Всемирного экономического форума.
Во время одной из своих публичных лекций в Пекине Цзинь заявил, что солдаты Народно-освободительной армии Китая (НОАК) применили энергетическое оружие. В разных источниках встречается отличающийся перевод: то ли речь шла о лазерах, то ли о микроволновых излучателях (СВЧ). Судя по дальнейшему описанию, скорее второе.
По словам профессора, произошло все во время недавнего столкновения индийских и китайских военных на спорных приграничных территориях провинции Ладакх. Чтобы выбить противника с ключевой высоты, солдаты НОАК и применили энергетическое оружие. С его помощью две выгодные позиции на горных вершинах быстро «превратилась в печи». Враги не смогли долго терпеть пренеприятнейшие эффекты облучения и обратились в бегство.
Рассказ о воздействии оружия позволяет предположить, что речь шла о СВЧ-оружии. Цзинь рассказал, что уже через 15 минут облучения солдат противника начало тошнить, они испытали жжение в разных частях тела и боль. Такое пока необычное даже для XXI века оружие выбрали из-за запрета на стрельбу. Чтобы не эскалировать приграничный конфликт, индийские и китайские военные обычно применяют методы каменного века: недавние стычки в Ладакхе проходили с использованием камней, стальной арматуры и других подручных средств.
Поскольку лекцию профессора транслировали по телевидению, новость быстро получила широкое распространение. Более того, ее перепечатали в нескольких китайских печатных и сетевых СМИ. Наконец, публикации появились в ряде западных изданий, включая The Times, которое ссылалось на множество местных источников. В этих статьях убедительности ради или только в качестве контекста привели множество подробностей о китайской военной технике и загадочных инцидентах недавнего прошлого.
Например, вспомнили о новейших эсминцах Type 055 с предполагаемыми микроволновыми излучателями противоракетной обороны. Они могут служить косвенным подтверждением наличия энергетического оружия в арсенале НОАК. Кроме того, не обошли вниманием загадочный случай массового недомогания сотрудников американского посольства на Кубе. По одной из версий, граждан США там облучили микроволновой пушкой, что привело к головным болям, недомоганию и другим специфическим симптомам.
Иными словами, вокруг единственного выступления заместителя декана вырос целый солидный информационный повод. Стоит отметить, что множественная перепечатка одной и той же информации не придает ей ни достоверности, ни веса. Возможно, у профессора крупного китайского вуза и эксперта Компартии есть доступ к какой-то военной информации. А может, он просто пересказывает услышанную краем уха историю, имеющую какие-то реальные основы, но исказив или додумав подробности.
Учитывая специфику взаимодействия китайского правительства и военных с мировыми СМИ, опровержения или подтверждения сообщений о боевом применении энергетического оружия ждать не стоит. С точки зрения пропаганды распространение любых подобных историй играет стране на руку. Мол, пусть все думают, что у нас есть новейшие разработки. Опровергнуть новость — потерять этот информационный «патрон» в холодной войне. Подтвердить — дать повод международному сообществу обвинить Китай в эскалации приграничного конфликта в Ладакхе. Таким образом, если история и правдива, подробности о ней еще долго будут неизвестны, а пока что никаких доказательств и свидетельств произошедшего нет.