Оружие и техника

Первый в мире стратегический бомбардировщик шестого поколения «выкатился» в США

На «Заводе 42» компании Northrop Grumman в Палмдейле, штат Калифорния, прошла торжественная церемония выкатки новейшего стратегического бомбардировщика B-21 Raider. Малозаметный самолет должен в ближайшем будущем частично заменить устаревающий парк Rockwell B-1 Lancer и Northrop Grumman B-2 Spirit, и даже взять на себя ряд задач, которые выполняют совсем уж «старички» Boeing B-52 Stratofortress.

Ранее широкой публике показывали только рисунки и компьютерную графику, как на самом деле выглядит «Рейдер» было неизвестно. Однако сюрприза не получилось — от «мультиков» реальный самолет практически не отличается: летающее крыло с характерным для малозаметных бомбардировщиков силуэтом. Визуально B-21 похож на младшего брата B-2, что вполне ожидаемо, учитывая преемственность разработки. Удивляет только цвет: он серый, а не практически черный, как все прежние «невидимки».

Надо отдать должное маркетингу новинки — Northrop Grumman называет свое детище первым в мире стратегическим бомбардировщиком шестого поколения. Причем дело не только в пресловутом «стэлсе». Такой статус самолету придает глубокая интеграция в существующие и перспективные распределенные военные информационные системы. В особенности — возможности по связи с другими самолетами для целеуказания, обмена произвольными наборами данных и ситуационной осведомленности.

Фрагмент презентации B-21 Raider на площадке Northrop Grumman в Палмдейле. Самолет появляется на второй минуте видео, до этого публику подогревают драматичной музыкой / ©Military TV, YouTube

Кроме того, машина должна легко адаптироваться под практически любые системы вооружений воздушного базирования. Имеются в виду ракеты и бомбы, как уже используемые, так и только разрабатываемые.

Кроме того, как пишет Reuters, B-21 Raider должен стать дешевле своего предшественника — B-2. В конструкции нового бомбардировщика используются радиопоглощающие покрытия, которые более устойчивы к воздействиям окружающей среды, а также требуют меньше усилий для поддержания в целостности и сохранности. Это должно радикально снизить стоимость летного часа — пожалуй, главной проблемы в эксплуатации малозаметных самолетов.

©USAF, Twitter

В настоящий момент на разной стадии производства находится шесть прототипов, а всего Northrop Grumman планирует построить от ста до полутора сотен машин. В зависимости от источника количество заказанных ВВС США бомбардировщиков шестого поколения отличается. Одно можно сказать точно — B-21 должен стать гораздо более массовым, чем B-2. Напомним, их было построено всего 21 штука, из которых один потеряли в 2008 году.

С учетом инфляции по состоянию на конец 2022 года один «Рейдер» оценивается в 750 миллионов долларов. Это вдвое меньше, чем цена за борт B-2 Spirit. Экономия существенная, особенно если у Northrop Grumman получится сдержать обещание снизить стоимость обслуживания.

Разработка машины началась в 2014 году и техническое задание на следующее поколение «стратегов» отличалось от такового для прежних ракетоносцев и бомбардировщиков. Среди прочего B-21 должен без дополнительной конверсии выполнять разведывательные и командные функции. Изначально на него планировали возложить опциональную задачу перехватчика, но насколько можно судить, от этой идеи отказались. Первый полет запланирован на 2023 год, начало серийного производства и постановка на вооружение ожидаются ближе к 2026-2028 годам.

Комментарии

  • Расходимся нас обманули , это не 6-го поколения а 4++ не более., Да же их Раптор с большой долей сомнения можно причислить к 5классу ввиду слабой энергетической установки и не способностью долго идти на сверхзвуке.

    • По правилам. Самолёт 5 поколения должен летать на сверхзвуке без использования форсажа.
      Ф35 без помощи форсажа преодолеть 1 мах не может.
      Да и б21.
      Так что все эти поколения это просто маркетинг.
      Да и стелс характеристики ф35 на много меньше чем заявленные в Википедии.
      Чтобы в этом убедиться достаточно зайти на Google scholar и ввести ф35 Stealth , и вдруг вылетает огромное количество научных статей в которых характеристики малозаметности на несколько порядков меньше. Не 0.01 как Википедии а 0.3 в с фронтальный проэекии.
      Но зато мы видим все эти air superiority , 80 lvl fighter jet.
      А на мой взгляд будущие не за b2 и b21 а скорее за чем то вроде с70 охотник.
      Или что-то что вроде гиперзвуковых самолётов что летают в облаке плазмы на 6 махах.
      Но я не спец учился в МИРЭА на фак радиотехника и это всего лишь мои предположения.

      • Ф35 без помощи форсажа преодолеть 1 мах не может

        А вице-президент Lockheed Martin Стивен О’Брайен (Stephen O’Bryan) утверждает, что истребитель способен совершать полёт со скоростью, соответствующей M=1,2, на протяжении ≈240 км без включения форсажной камеры. Кто-то из вас двоих врёт.

        в с фронтальный проэекии

        И вот так вот у вас, проэекий, вот это вот всё.

  • Слишком мало информации что бы делать какие то предположения, ну он хотя бы в металле есть, в отличие от пак да

  • Этот старый С75 уже не собьет). Придется расконсервировать С200 🤣👍