Оружие и техника

Россия отказалась от последней подводной лодки с плавательным бассейном

Всего таких подлодок построили шесть штук, а за высоту девятиэтажного дома и необычное устройство они получили прозвища «водовоз» и «плавучий «Хилтон». Каждая субмарина некогда несла по 200 ядерных боеголовок. Причины списания не совсем ясны.

Подводную лодку «Дмитрий Донской» вывели из боевого состава российского флота, сообщил источник РИА Новости в ВПК. В дальнейшем ее утилизируют. Формально субмарину ввели в строй ВМФ в 1980 году (реальная морская служба началась на год позже), 42 года назад. В 2002-м ее перевооружали для испытаний «Булавы», твердотопливной ракеты для АПЛ. В 2017-2018 годах сообщалось о ее заводском ремонте. То, что, несмотря на недавний ремонт, лодку списывают, может указывать на какие-то не озвученные публично проблемы с эксплуатацией.

Это последняя находившаяся в активном составе флота крупнейшая подлодка в мире. Ее длина — 172 метра, ширина — 23,3 метра. Высота субмарины примерно равна высоте девятиэтажного дома. Максимальная скорость достигается в подводном положении и доходит до 50 километров в час. Мощность двух атомных реакторов (тепловая) — 0,38 гигаватта. При экипаже в 165 человек подлодка могла находиться в автономном плавании 120 суток без перерыва.

Ракетная палуба АПЛ  «Дмитрий Донской». Под ней находилось 20 МБР с десятью атомными боеголовками каждая,  / ©Слава Степанов

Лодки проекта 941 «Акула» вводили в строй в 1981-1989 годах. По целому ряду признаков они резко отличаются от всех остальных атомных подводных лодок в мире. Обычно у АПЛ два корпуса: один — прочный, внутренний, второй — легкий, внешний. Между ними в норме находятся цистерны балласта, за счет наполнения которых подлодка и погружается.

Общая схема АПЛ этого проекта. Желтым показано пять прочных корпусов, два самых крупных из которых расположены по катамаранной схеме. Ракеты размещены между главной парой корпусов / ©Wikimedia Commons

У «Акул» — пять прочных корпусов (из титана), соединенных специальными переходами. Это необходимо для повышения живучести лодки в случае любых катастрофических событий. Кроме того, у нее необычайно большой объем балластных цистерн: в погруженном состоянии она имеет водоизмещение 48 тысяч тонн, и примерно половина из них приходится на воду. За это субмарину иронически называли «водовоз».

Комната отдыха АПЛ  «Дмитрий Донской»,  / ©Слава Степанов

В то же время следует отметить, что огромные размеры, прочность и запас плавучести не только делали лодку дороже, но и давали ей возможности, отсутствующие у любых других. Из-за запаса плавучести субмарина, прижавшись к полярному льду и продув цистерны, взламывает корпусом лед толщиной до двух с половиной метров. Следовательно, она может находиться в любой точке Северного Ледовитого океана, что предельно затрудняет ее обнаружение флотами других стран. АПЛ постройки других государств настолько толстый лед проламывать не могут. В 1995 году всплытие и стрельбу лодка такого типа провела с Северного полюса (о чем есть фильм).

Помимо этого, большие размеры подлодки позволили ей обеспечить большую автономность и позитивные условия для обитаемости. На таких субмаринах есть не только сауна, но и бассейн (впрочем, очень скромный), и тренажерный зал (теоретически это полезно в длительных плаваниях, снижающих физическую форму экипажа). За удобства для жизни подводников субмарину во флоте называли «плавучим «Хилтоном».

Тренажерный зал АПЛ  «Дмитрий Донской»,(на семь человек)  / ©Слава Степанов

Сегодня сходную роль в российском флоте играют АПЛ проекта «Борей» и «Борей-А». По подводному водоизмещению они вдвое меньше «Акул», поэтому оснащены всего одним реактором примерно того же типа, что «Акулы». При этом несут 16 более легких ракет «Булава», имеющие по шесть-десять боеголовок каждая. В теории она способна нести 96-160 боеголовок. Одна «Акула» несла 200 боеголовок. Кроме того, они заметно менее шумные. То есть по соотношению водоизмещения к боевым возможностям новые лодки выглядят несколько лучше. На сегодня флоту их передано пять, еще пять строят.

Однако длительность автономного плавания «Бореев» — 90 суток, что на месяц меньше, чем у «Акул». Теоретически и их способность пробивать лед перед всплытием (такое пробитие нужно для начала ракетных стрельб) может быть несколько меньше.

Комментарии

  • Не знаю откуда пошла байка про титановые прочные корпуса, но, в действительности, это не так, корпуса стальные. Смотрю, и на Дзене местного специалиста застращали за титан :)

      • Не стоит повторять чужой бред - в паре титан-сталь электрохимическая коррозия сожрёт сталь. Это раз. Два - на СМП в советское время компетенция по титану принадлежала 42-му цеху (где, к примеру, в те же годы построили небезызвестный, и бесспорно титановый, Плавник), а Акулы строились в 55-ом цеху.

        • "Не стоит повторять чужой бред - в паре титан-сталь электрохимическая коррозия сожрёт сталь. Это раз. "
          Пары титан-сталь в этой АПЛ нет. Потому что легкий корпус -- это не прочный корпус. Методы совмещения в одной конструкции различных металлов появились тоже не вчера.
          Вообще, если по какому-то явлению везде утверждается, что-то одно, а вы думаете другое, то нужны какие-то аргументы более весомые, чем "не стоит повторять чужой бред", или рассуждения о цехах закрытого предприятия. Например, ссылки на конкретные источники, говорящий, что прочные корпуса этой лодки не сделаны из титановых сплавов.
          У вас такие есть, или все источники по этой теме вы черпаете из своей головы?

  • Впрочем сообщение о выводе и отмене уже отменили. Пишут что как минимум до конца года прослужит а там могут и продлить.

  • Прощайте, "тётушки", вы отслужили своё. Добросовестно, не жалея живота своего.

  • Фейк,подлодка остаётся в эксплуатации,не знаю кто это враньё первый распространил но это не соответствует действительности

    • Знаете, чем отличаетесь вы от новости выше? Тем, что в ней есть гиперссылка. А у вас гиперссылки на ваши слова ",подлодка остаётся в эксплуатации" нет. А знаете почему? Потому что в интернете нет таких материалов. Есть только заявления неких представителей общественности о том, что вопрос о продолжении ее эксплуатации будет принято в конце года. А также о том, что на ПЛ "идет учебно-боевая подготовка".

      Проблема в том, что при переводе с официального на русский это значит: "лодка в море не ходит, и уже давно, а в конце года примут решение о выводе". Что никак не противоречит той гиперссылке, которая есть в новости выше.

      "первый распространил но это не соответствует действительности"

      Осталось только как-то доказать эту точку зрения.

      • Распилить Акулу собирались еще в 2018 году. Все как всегда упирается в деньги. Мол дорого очень в эксплуатации да и ракеты под которые она строилась уже не в ходу. Там же и комент в тему:
        ---------------------
        Всё верно. Надо попилить самые большие подлодки в мире, а то на самые большие в мире яхты не хватает...
        https://ria.ru/20180124/1513180217.html

      • лодка в море не ходит

        Вообще-то заявления "неких представителей" звучали иначе.
        ---------------------
        Корабль в данную минуту выполняет учебно-боевые задачи в море, участвует в мероприятиях боевой подготовки. Он останется в боевом строю как минимум до конца года", - сказал один из собеседников агентства.
        --------------------
        А сообщения о выводе поступили из таких же неназванных источников. Время покажет чей источник ТАСС или РИА Новости окажется круче. Если конечно это не один и тот же персонаж что просто любит прикалываться над журналистами.

        https://tass.ru/armiya-i-opk/15262017

        • То, что вполне могут обратно повернуть -- возможно. И, все-таки, фейк -- это немного сильно про другое.

          • Распил недавно отремонтированной лодки меня тоже не удивит. Может из "опыта эксплуатации" устаревших надводных крейсеров сделали выводы. А может просто обычный дурдом.