8 мая 1980 года Всемирная организация здравоохранения объявила о победе над натуральной оспой. Вакцинация была прекращена. Вирус натуральной оспы (ВНО) остался «жить» лишь в двух лабораториях в мире. Между тем, как у домашних, так и у диких животных сохраняются «родственники» вируса: вирусы оспы обезьян, коров, буйволов, верблюдов и вирус осповакцины, который, судя по всему, представляет собой не производное вируса коровьей оспы, а отдельный вид, довольно опасный для человека.
И вот в это самое время большая часть населения планеты уже не имеет иммунитета не только к ВНО, но и к родственным видам вируса.
Вирус натуральной оспы относится к роду ортопоксвирусов (Orthopoxvirus) семейства поксвирусов (Poxviridae). Размножается только в организме человека, других хозяев у него нет. Такое свойство вируса и наличие эффективной живой вакцины – вируса осповакцины – позволило полностью победить болезнь. Но чтобы возник пожизненный иммунитет к ВНО, натуральной оспой надо переболеть. Вакцинация ? лишь временная мера, которая делает организм невосприимчивым к ВНО лишь на определенный период. Именно поэтому прививку от оспы делали дважды: в младенчестве и в возрасте от 8 до 16 лет. Все, кто родился после 1980 года, или те, кому поставили только одну прививку, перед ортопоксвирусами беззащитны. А ведь им есть, чего бояться.
Заведующий отделом геномных исследований и разработки методов ДНК-диагностики поксвирусов ГНЦ «Вектор» Сергей Щелкунов считает, что эти вирусы в ходе эволюции могут превратиться в высокопатогенные для человека варианты, похожие на ВНО.
Выход есть. По мнению специалистов, ситуацию просто нужно держать под контролем. Напомним, что в начале февраля научный центр «Вектор» объявил о запуске производства нового препарата против оспы, которое должно начаться через год.
Сергеем Щелкуновым были проанализированы доступные архивные данные об оспе и истории древних цивилизаций, результаты расшифровки вирусных геномов и новейшие сведения об эволюционных взаимоотношениях отропоксвирусов. В результате он пришел к выводу, что предками вируса натуральной оспы были, вероятно, зоонозные вирусы с широким кругом хозяев. Скажем, у ВНО и оспы верблюдов был общий предок ? по-видимому, вирус грызунов. От него-то примерно 4 тыс. лет назад и произошли вирус натуральной оспы и вирус оспы верблюдов. Впоследствии вирусы эволюционировали независимо друг от друга. Таким образом, «прародитель» ВНО приобрел свойство заражать не только животных, но и человека. Поначалу он, вероятно, вызывал только кожные высыпания, но эволюционировал, все больше адаптируясь к человеческому организму, и потому стал очень опасным.
Строгая антропонозность (человек единственный чувствительный хозяин) при смертности более 30% заболевших указывает на то, что такой вирус мог появиться только в достаточно большой и плотной популяции людей, приводя к гибели целых цивилизаций и возникновению «тёмных» периодов в истории человечества. Имеющиеся данные говорят о том, что вирус, подобный ВНО, мог возникать из зоонозного «родственника» неоднократно.
? Сергей Щелгунов, заведующий отделом геномных исследований и разработки методов ДНК-диагностики поксвирусов ГНЦ «Вектор»
И сейчас, по-видимому, ситуация повторяется. Зоонозные ортопоксвирусы стали «атаковать» людей все чаще. Это, в первую очередь, связано с потерей иммунитета к вирусу.
Названия вируса ? оспа обезьян, коров, верблюдов и т. д. ? говорят лишь о том, из какого животного он был выделен впервые. На самом же деле у всех этих видов вирусов довольно обширный круг хозяев. Правда, и очертить его очень непросто, ведь у некоторых из животных, скажем, у грызунов, болезнь протекает без симптомов. Между тем в число потенциальных хозяев многих из ортопоксвирусов входит и человек.
За последние несколько лет наблюдаются вспышки зоонозных ортопоксвирусных инфекций среди населения Западной Европы, Бразилии, Индии, Демократической Республики Конго.
Если брать Индию, то в разных ее регионах участились случаи заражения людей вирусом оспы буйволов. Заражение произошло от домашних животных, однако есть основания полагать, что вирусоносными могут быть и дикие звери. Так, в Конго с 1980-х годов заболеваемость людей оспой обезьян выросла в 20 раз. А ведь у человека обезьянья оспа протекает с теми же симптомами, что и натуральная оспа. Смертность от оспы обезьян составляет от 1 до 8%.
Но многие виды вирусов, которые не вызывают заболевания, тем не менее, становятся патогенными, когда попадают в организм нового хозяина. И в то время, как человечество уже не имеет иммунитета к ортопоксвирусной инфекции, вероятность появления вируса похожего на вирус натуральной оспы, высока. Чтобы предотвратить это ? необходимы контроль и изучение ситуации с зоонозными ортопоксвирусными инфекциями. А вот для этого, в свою очередь, надо ускорить создание международной сети лабораторий под эгидой ВОЗ. Эти лаборатории должны постоянно мониторить и диагностировать зоонозные ортопоксвирусы во всех уголках Земли. Систему для отбора проб и выявления инфекционных агентов разработали и оптимизировали еще в то время, когда была ликвидирована натуральная оспа. Вовремя принятые меры позволят значительно уменьшить вероятность появления новых ортопоксвирусов, являющихся высокопатогенными для человека.