Работа опубликована в журнале Marketing Science. Исследователи из Колледжа бизнеса Уоррингтона Университета Флориды (США) изучили такую, казалось бы, малозначительную вещь, как отзывы покупателей о товарах в интернете. Для этого они сравнили отзывы об одинаковых тостерах, пылесосах, цифровых камерах и прочих популярных покупках на разных интернет-площадках, а именно — Amazon и Best Buy.
В результате исследователям удалось выделить первый отзыв в качестве некой переменной, которая влияет на покупку товара. Кроме того, первый отзыв оказывал воздействие и на другие, следующие комментарии о том или ином продукте: как на их количество, так и на оценку. На срок, ни много ни мало, до трех лет.
Когда первый отзыв о товаре был положительным, продукт собирал в целом больше комментариев от покупателей, при этом они были по большей части такими же положительными. В случае, если первый отзыв о товаре был отрицательным, последующих комментариев оказывалось меньше. Исследователи связывают это с простой логикой: чем хуже первый отзыв, тем меньшее число людей захочет купить этот товар, а значит, и самих отзывов тоже будет меньше.
Так, ученые выяснили, что более 30 процентов моделей пылесосов, предлагаемых на вышеназванных интернет-площадках, получают противоречивые первые отзывы. Те модели, которые имели первый отрицательный комментарий, получают меньше других отзывов и их меньше покупают.
«Счастливчики», имеющие первый положительный отзыв, набирают большее число комментариев, причем в таком же положительном ключе. Поразительно и то, что влияние первого отзыва на товар со временем только увеличивается. Таким образом, ученые выявили очевидную предвзятость пользователей — о чем стоит помнить, как продавцам интернет-магазинов, так и покупателям.