Наука

Онлайн-обучение оказалось не менее эффективным, чем традиционные занятия

Результаты исследования показали, что студенты, учащиеся дистанционно, успешнее сдают экзамены, однако менее удовлетворены самим процессом учебы.

В связи с распространением коронавирусного заболевания, проникшего во все развитые страны, многие сферы привычной жизни стали уходить в онлайн: в целях безопасности компании начали переводить большинство своих сотрудников на удаленную работу, в режиме трансляций проходят концерты, выставки и экскурсии, а своих родственников и друзей, которые живут в соседнем районе, мы теперь чаще видим через Zoom или Skype, чем вживую.

Подобные новшества, спровоцированные пандемией Covid-19, коснулись и школьников, и студентов. Так, российские общеобразовательные и высшие учебные заведения с середины марта перешли на дистанционное обучение, и теперь занятия проходят в режиме онлайн-конференций. Однако такой формат порой рождает предубеждения: например, что, если студент не посещает непосредственно лекции в университете, то наверняка его успеваемость снизится, материал он усваивать не будет, а свое время будет тратить не на учебу, а на развлечения.

Проверить, так ли это и что эффективнее — онлайн-лекции или традиционные, — решила группа исследователей, в которую вошли российские специалисты из НИУ ВШЭ и их коллеги из Стэнфордского, Корнеллского и Калифорнийского университетов (США). Согласно полученным выводам, опубликованным в журнале Science Advances, дистанционные занятия не только ничем не хуже обычных, но и требуют меньше денег.

Авторы работы провели рандомизированное контролируемое исследование среди 325 студентов трех российских вузов, обучающихся по специальностям «машиностроение» и «строительство». Всех участников эксперимента случайным образом поделили на три группы, каждая из которых училась посредством одного из трех способов: 1) традиционные лекции, 2) сочетание онлайн- и традиционной форм обучения; 3) полностью онлайн-обучение. В первом и третьем случае использовались два курса от российского проекта «Национальная платформа открытого образования» OpenEdu, предлагающего студентам групповые онлайн-лекции по базовым дисциплинам от ведущих вузов России.

По завершении курсов, в течение которых испытуемые изучали один и тот же материал и проходили еженедельные тесты, исследователи сравнивали итоговые результаты экзаменов, средний балл по всем оценкам за курс и удовлетворенность самих учащихся. Студенты во всех трех группах получили практически одинаковые оценки на экзаменах, однако средний балл у тех, кто обучался онлайн, был все же чуть выше (см. график ниже). При этом средний балл на протяжении курсов варьировался: учащиеся из первой и второй групп имели аналогичные оценки, но те, кто учился в режиме онлайн, проявили себя успешнее.

График отображает результаты исследования. Белые столбики — студенты традиционной формы обучения; светло-серые — смешанной; темно-серой — онлайн / © I. Chirikov at University of California, Berkeley in Berkeley, CA el al., Online education platforms scale college STEM instruction with equivalent learning outcomes at lower cost

Что касается удовлетворенности самих студентов, то те, кто учился в онлайне — неожиданно — были менее довольны самим процессом. Как объясняют исследователи, это может быть связно с тем, что дистанционные занятия для нас все еще в новинку и мы не имеем должного опыта и навыков тайм-менеджмента. Однако онлайновые и смешанные курсы оказались гораздо дешевле обычных лекций: комбинированная форма обучения стоила на 15-19% меньше (для одного человека), а онлайн — на целых 79-81%.

«Платформы онлайн-образования имеют большой потенциал для расширения доступа к качественному образованию в сфере STEM (изучение естественных наук совокупно с инженерией, технологией и математикой. — Прим. ред.) по всему миру, — говорит Игорь Чириков, старший научный сотрудник Центра исследований высшего образования Калифорнийского университета в Беркли и ведущий автор работы. — Такие платформы могут помочь сэкономить средства колледжам, испытывающим финансовые трудности, и предоставить студентам гибкие возможности обучения, не снижая при этом его результаты. Они также могут повысить стабильность учебы в тех случаях, когда личное присутствие невозможно — как, например, получилось сейчас, когда большинство университетов закрыты в связи со вспышкой Covid-19″.

Как подытоживают исследователи, их результаты служат убедительным доказательством того, что каждый студент колледжа или вуза имеет возможность изучить такой же объем материала, как и посещая непосредственно лекции и семинары в стенах учебного заведения.

«Тот факт, что студенты находят онлайн-обучение менее удовлетворительным, не означает, что такой формат менее эффективен. <…> В этой работе мы использовали только базовые онлайн-материалы курса, <…> но предыдущие исследования показывают, что интерактивные онлайн-формы с немедленной обратной связью могут сделать обучение еще более эффективным», — добавляет Чириков.

Комментарии

  • Может где-то еще. В нашей школе тупо завалили школьников домашкой. Ну было бы глупо ожидать чтоб за неделю учителя научились и разработали полноценные онлайн уроки. Да и те сервисы что есть (и бесплатны) не рассчитаны на такой наплыв посетителей - тормозят. Еще месяц такого онлайн-обучения и родители сами изобретут вакцину от коронавируса.

  • Нет ни какой динамики в исследованиях, то что хорошо в краткосрочной перспективе, в долгосроке может быть катастрофой. К тому же ученики знают своих учителей в реале и испытывают необходимость в послушание и прележном обучения. Также новые методики пробуждают интерес, что стимулирует усвояемость. Как вспомогательный элемент онлайн хорошо. педагог заставляет обучающего учиться, и своими действиями формирует социальную ответственность у обучающего, но это в рамках живого обучения. Но если педагог не видел ученика, а всегда работал только онлайне, то студент может просто отлынивать от своих обязанностей в обучении. Ведь только 10% оканчивают онлайн обучение, при этом это высокомативированные люди. А ученики в целом разные и с низкой мативацией в условиях неопределенности развития капиталистического Мира, где все упирается в деньги и прибыль.))

  • Живя в однокомнатной квартире с родителями просто нереально учиться. Это единственный минус, который я обнаружил в дистанционном обучении. Хоть бы ходить куда-то, но попробуй найти бесплатное место с розеткой, вайфаем и чтобы можно было отвечать на онлайн уроке и окружающим не мешать, и тебе чтобы не мешали. Класс/аудитория в этом случае лучшее решение.

  • Дистанционка в мед вузе, Карл..... 🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️

  • Для детей очное будет эффективнее, а вот для взрослых онлайн это спасение. Сужу по себе, в универе было тяжело учиться ДО, не понимала, а спросить некого и делала так, лишь бы сделать. Сейчас уже другое отношение к учебе и есть желание учиться, но чисто физически ходить на лекции я не успеваю, поэтому мой выбор на дистанционном обучение. Курсы повышения квалификации или проф переподготовки нахожу на КЕДУ (https://kedu.ru/pk/), выбираю специальность и мне выходят все учебные заведения, удобненько, экономия времени