Испанские ученые пришли к выводу, что образ жизни повышает риск развития злокачественного новообразования толстого кишечника в большей степени, чем генетические мутации. Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.
По статистике, ежегодно в мире выявляется свыше 600 тысяч новых случаев рака толстой кишки, при этом часто заболевание диагностируется с опозданием. Проходить проверку (иммунохимический анализ на скрытую кровь в кале) обычно рекомендуется людям в возрасте от 50 лет. Однако в этом случае скрининг затрагивает множество людей с низким риском и вместе с тем не всегда помогает оценить состояние пациентов с высоким риском рака. Существующие модели прогнозирования такого риска являются высокоспецифичными и рассчитаны на изучение либо фенотипических, либо генетических факторов.
В новой работе ученые из Каталонского института онкологии и других учреждений построили модель прогнозирования, которая основана на всесторонней оценке. Для этого они проанализировали итоги исследования MCC, участие в котором приняли 10 183 пациента больниц Испании в возрасте 20–85 лет, социодемографические признаки которых были известны. Часть испытуемых (2171 человек) имела положительный диагноз злокачественного новообразования толстого кишечника. В свою выборку авторы также включили 1336 пациентов с раком кишечника и 2744 здоровых человека, включая данные об их генотипе.
Чтобы уточнить биомаркеры заболевания, исследователи провели анализ более 200 тысяч генетических маркеров и 5000 однонуклеотидных полиморфизмов (SNPs), известных по предыдущим работам. Это позволило выделить 21 SNP, наиболее значимо связанный с раком кишечника. Согласно моделированию, пять полиморфизмов (rs10752881, rs6983267, rs9929218, rs4939827, rs961253) коррелировали с патологией сильнее остальных, особенно в сочетании друг с другом. Табакокурение было исключено из работы, поскольку незначительно коррелировало с риском заболевания.
Тесно связанными с риском рака кишечника оказались средовые факторы и семейная история. Так, вероятность диагноза увеличивают употребление алкоголя, малоподвижный образ жизни, ожирение, потребление красного мяса (более 65 граммов в сутки), недостаток овощей (менее 200 граммов в сутки). С возрастом риск заболевания повышается — до трех-шести процентов у мужчин и до двух-четырех процентов у женщин в возрасте 50–69 лет. Для мужчин риск заболевания выше, однако в случае представителей обоих полов показатель демонстрирует экспоненциальный рост после 50 лет.
По словам авторов, новая модель обладает высокой предсказательной способностью, поскольку основана на большом количестве данных о генетических и средовых факторах заболевания. Примечательной оказалась роль в анамнезе семейной истории. При этом то, как именно этот параметр влияет на риск новообразования — за счет наследственности или совместного образа жизни, — остается неясным.