Ученые из Университета штата Огайо установили: взрослым лучше удается фокусировать внимание, а детям – воспринимать всю доступную информацию без ограничений.
Традиционно считается, что взрослые справляются с задачами на запоминание гораздо лучше детей, поскольку способны полностью сосредоточиться на проблеме. Многие образовательные методики направлены на повышение концентрации внимания у учеников начальной школы. Однако новое исследование подтвердило, что в некоторых случаях сравнительно низкая способность детей фокусироваться на задаче может оказаться достоинством.
Один из авторов исследования, Владимир Слуцкий, поясняет: «Дети крайне любопытны, им свойственно исследовать все – следовательно, их внимание рассеивается даже в тех случаях, когда их просят сосредоточиться».
В ходе исследования Слуцкий и его коллеги провели два эксперимента. В первом участвовали 35 взрослых и 34 ребенка в возрасте от четырех до пяти лет. Испытуемые следили за тем, как геометрические фигуры разных цветов, красные и зеленые, накладываются друг на друга. Участников попросили обращать внимание только на красные фигуры и сообщать, когда на новом слайде появятся те же фигуры, что и на предыдущем. Взрослые справились с задачей лучше: 94% отметили, когда менялась форма красной фигуры, а среди детей с этим справились только 86%. Однако дети куда чаще замечали, что изменилась фигура другого цвета (зеленая) – дети отмечали это в 77% случаев, а взрослые лишь в 63%.
На втором этапе тем же участникам показывали рисунки с несколькими воображаемыми существами: нужно было отметить тех, на ком был значок «Х», не обращая внимания на персонажей со значком «О». Взрослые снова справились лучше. Но когда исследователи попросили испытуемых указать, у кого из существ хвост заканчивался молнией, а не пушистым шариком, дети оказались лидерами: 72% против 59% у взрослых. Владимир Слуцкий отметил, что взрослые также могут замечать оба типа объектов, если их просят обращать внимание на все.
Склонность детей к рассеянному вниманию позволяет им быстрее усваивать новую информацию в незнакомых ситуациях и условиях. При этом сосредоточиться на чем-то одном им действительно непросто. Поэтому авторы исследования отмечают, что результаты их работы могут пригодиться при создании новых учебных программ и обустройстве школ. «Возможно, “скучные” классы или простые черно-белые рабочие материалы помогут детям меньше отвлекаться и успешнее учиться», – добавляет Слуцкий.
Исследование будет опубликовано в журнале Psychological Science.
Ранее ученые установили, что повышенной устойчивостью внимания обладают билингвы – люди, свободно владеющие двумя языками.