Чтобы оценить безопасность прославленного петербургского музея для посетителей, авторы новой статьи создали его компьютерную 3D-модель. Затем они смоделировали несколько сценариев пожара там и возможное поведение посетителей — все это легло в основу новых рекомендаций по пожарной безопасности.
Музеи — не только место, где можно приобщиться к культурным ценностям. Это еще огромные здания, зачастую старые и имеющие не самые лучшие коммуникации, но при этом постоянно принимающие в своих стенах тысячи людей. Все это связано с высоким уровнем пожарной опасности.
Российские ученые, авторы статьи в журнале Buildings, рассмотрели эту проблему на примере очень крупного музея, основанного еще в XVIII веке, — Эрмитажа. Для этого они создали так называемую трехмерную BIM-модель (информационная модель здания, Building Information Model), которая учитывает основные особенности реального здания.
В виртуальном аналоге знаменитого музея инициировали пожар, а точнее — целый ряд пожаров, происходивших по разным сценариям и вызвавших разное задымление. Всего учли пять очагов возгорания, которые сочли наиболее опасными. Это деревянная лестница Эрмитажа, буфет галереи Растрелли, Комендантская гардеробная, фойе Салтыковского подъезда и, наконец, школьная гардеробная. Более того, исследователи приняли во внимание, насколько популярны у посетителей те или иные части экспозиции — возле них помещали наибольшее число виртуальных посетителей. Учли модели и малоподвижных людей, то есть инвалидов.
Модели показали, что самый близкий к вам выход в музее — не всегда самый безопасный. Вывод оказался следующим: одновременно Эрмитаж должен принимать не более четырех тысяч посетителей, в том числе три процента людей с ограниченной подвижностью — это позволяет обеспечить должный уровень безопасности музея. В новых рекомендациях также учтены такие характерные для музея архитектурные решения, как анфилады, особое соединение комнат и галереи, которые зачастую тоже используют для экспозиций.
«Важно понимать расположение наиболее ключевых зон здания для формирования безопасных маршрутов движения и выставлять на них наиболее подготовленный персонал для действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Что касается обеспечения сохранности музейных ценностей, это также является важным условием экстренной эвакуации из здания. Оно осуществляется возможностью проведения процедур досмотра посетителей по окончании эвакуации. Такие расчеты можно выполнить для любого музея и определить для него наиболее безопасные эвакуационные пути, подготовить персонал. Сейчас планируем апробацию изложенного подхода в практической деятельности Эрмитажа», — пояснила кандидат физико-математических наук Екатерина Сергеевна Кирик из Института вычислительного моделирования ФИЦ КНЦ СО РАН (Красноярск).
Результаты работы легли в основу новых маршрутов эвакуации и рекомендаций музейным работникам, которые разработали авторы статьи. Разумеется, полученный результат применим не только к Эрмитажу, но и ко множеству других музейных помещений и поможет сделать их безопаснее.