Наука

Экономисты оценили финансовые последствия скандалов, связанных с харассментом

Новое исследование Копенгагенской школы бизнеса показало, что сексуальные домогательства на рабочем месте серьезно вредят стоимости компании, в которой это произошло.

В октябре 2017 года в газете The New York Times вышла статья, посвященная многочисленным сексуальным домогательствам и проступкам знаменитого американского медиамагната и кинопродюсера Харви Вайнштейна. Помимо шумихи в средствах массовой информации, событие охарактеризовалось общественным резонансом, положив начало движению #MeToo. Именно этот хэштег актриса Алисса Милано, звезда сериала «Зачарованные» предложила использовать женщинам, которые хотели поделиться своим плачевным опытом и привлечь внимание к так называемому харассменту. Волна историй не утихает до сих пор и давно вышла за пределы Соединенных Штатов.

Тогда сексуальные домогательства впервые закрепились в повестке дня собраний акционеров. Потенциальный вред, наносимый репутации и рыночной стоимости тех или иных компаний, признают и в инвестиционной индустрии: управляющие частным капиталом даже создают комитеты по реагированию на подобные скандалы. По подсчетам аналитиков, 11% всех управляющих фондами напрямую интересуются «рисками харассмента» при принятии инвестиционных решений.

Сексуальные домогательства отличаются от типичных корпоративных скандалов, таких как мошенничество или трудовые нарушения, тем, что они в основном не мотивированы получением прибыли. Поэтому они и кажутся более своеобразными, их сложнее предсказать. В отличие от психологии и социологии, специалисты в области которых активно изучают негативные последствия харассмента, то, как такие скандалы сказываются на стоимости компаний, до сих пор специально не исследовали. И именно это стало целью работы экономистов из Копенгагенской школы бизнеса (Дания), результаты которой опубликованы в Journal of Corporate Finance.

Для оценки воздействия подобных историй и определения его масштабов специалисты взяли 199 отчетов о скандалах, связанных с сексуальными домогательствами, а также онлайн-архивы новостей NexisUni и GoogleNews с 2005 по 2019 год. В выборку попали случаи нежелательных сексуальных домогательств (принуждение), просьб об оказании сексуальных услуг (на словах) и сообщения о других физических и нефизических действиях такого характера. 

В общей сложности авторы исследования получили более 4000 точек данных и изучили скандалы, которые произошли в известных компаниях вроде Disney, Tesla, Amazon, Google и Facebook, Goldman Sachs и Morgan Stanley и популярных медиабрендах — The New York Times, Fox и CBS: 78% случаев пришлось на США, а в 88% о харассменте заявляла женщина.

«Мы выявили отрицательную совокупную аномальную доходность в 1,5% за день события и следующий торговый день на бирже, что в среднем соответствует 450 миллионам долларов для компании в выборке. Это устойчивый эффект по широкому спектру показателей, и в долгосрочной перспективе пострадавшие фирмы смогли вернуть только половину утраченной стоимости. Мы также изучили перекрестные вариации эффекта сообщений о сексуальных домогательствах, позволяя аномальной доходности составлять переменную ответа в структуре регрессии. Взяв большой набор объясняющих переменных, собранных из различных источников, мы обнаружили, что последствия для компании, втянутой в скандал, зависят от обстоятельств самого скандала. Причем участие в нем генерального директора выступало неизменно сильным фактором отрицательной аномальной доходности (снижение доходности еще на 5% сверх среднего эффекта)», — пишут авторы работы.

Они также подтвердили, что внезапно возросший интерес к скандалу со стороны СМИ и упоминание в них названия компании тесно связаны с отрицательной доходностью (падение на 5% от стоимости акций). А в случаях, когда фирма сама решала раскрыть неправомерное поведение одного — или нескольких — сотрудников, этот показатель составлял минус 3%. Последствия оказывались не столь плачевными, когда судебный процесс уже был или только ожидался (падение на 1%). Негативный эффект экономисты отчасти объяснили и прямыми штрафами, которые компания должна выплатить потенциальным истцам и/или государственным органам за гражданские либо юридические правонарушения.

Интересным выводом исследования стало то, что скандалы с харассментом в целом одинаково влияли на акции компании до и после появления движения #MeToo: но, как мы все знаем, они стали куда чаще фигурировать в СМИ, поэтому среднее количество случаев сексуальных домогательств, раскрываемых за месяц, увеличилось в четыре раза. 

Подытоживая свои результаты, авторы исследования порекомендовали бизнесу иметь превентивную стратегию, ведь случаи харассмента — реальный риск, а их последствия оказываются масштабными с экономической точки зрения. Потенциальный ущерб оправдает затраты и усилия, направленные на предотвращение таких скандалов, так как в итоге это влияет на прибыль.