Рубрика Наука

Нечестность и творчество ? две стороны одной медали?

Считается, что правила созданы затем, чтобы их нарушать. Это, с одной стороны, приводит к нечестному поведению, но с другой ? развивает творческий подход к делу. Творческие люди и завзятые лжецы, по сути, занимаются одним и тем же: нарушают правила.  

Согласно новому исследованию, когда человек лжет о своих достижениях при выполнении одного задания, он чувствует себя значительно раскованнее на втором, раскрывая свой творческий потенциал.

 

Для изучения связи между нечестностью и творческим подходом Франческа Джино из Гарвардской школы бизнеса и ее коллега Скотт Вилтермут из университета Южной Калифорнии провели ряд экспериментов, при которых испытуемых намеренно ставили в ситуации, при которых было выгодно лгать о своих достижениях. 

 

В первом эксперименте, добровольцам давали несколько численных таблиц и просили за короткий промежуток времени найти в каждой таблице пару чисел, сумма которых равнялась бы 10. При этом им обещали вознаграждение в зависимости от количества пар, которые им удалось бы отыскать.

 

Испытуемые должны были в конце написать, во скольких таблицах им удалось найти такие числа ? при этом они не догадывались, что у экспериментаторов есть возможность проверить результаты. 

 

В следующем задании участникам давались три слова, например: «сердце», «пар» и «лед». К ним нужно было по ассоциации найти еще одно слово, которое было бы связано со всеми тремя, в данном случае ? «горячий».

 

Такие ассоциативные задания часто используются для определения творческих способностей человека. Джино и Вилтермут обнаружили, что примерно 59% испытуемых намеренно завышали свои достижения при выполнении первого задания. При этом «вруны» справлялись со вторым заданием в целом значительно лучше «честных» испытуемых.

 


Ученые делают вывод, что небрежное отношение к правилам свидетельствует о внутренней раскованности человека, поощряя его творческий подход к делу.


 

Итоги экспериментов опубликованы в виде статьи в журнале Psychological Science.