Немецкие ученые, изучив копию «Джоконды» в музее Прадо, пришли к выводу, что она составляет пару с оригиналом, висящим в Лувре. Более того, обе картины написаны таким образом, что если поставить их рядом, возникает стереоскопический эффект 3D-изображения.
В 2012 году, изучая копию знаменитой Джоконды в мадридском музее Прадо, ученые обнаружили, что под слоем темной краски скрывается шедевр, который гораздо ближе к оригиналу, висящему в Лувре, нежели предполагалось ранее.
Исследователи пришли к выводу, что «копия», скорее всего, выполнена самим Леонардо, или же одним из его учеников.
Когда я впервые поставил обе картины рядом, стало очевидно, что несмотря на схожесть, имеются небольшие, но явные различия в перспективе.
– Клаус-Кристиан Карбон, университет Бамберга (Германия)
Карбон вместе с Верой Хесслингер из университета Майнца, просчитав различные траектории от изображения на картинах к глазам наблюдателя, сумели найти определенный сдвиг в перспективе.
Исследователи вычислили точное местоположение художника по отношению к модели для обеих «Джоконд». Оказалось, что горизонтальный сдвиг между «обоими живописцами» составляет 69 мм, что приблизительно соответствует расстоянию между глазами среднего человека.
На основании этих расчетов ученые пришли к выводу, что обе картины составляют стереоскопический диптих, т. е. поставив их рядом, зритель почувствует глубину, фактически увидит трехмерное изображение Моны Лизы.
3D-изображение, или же красно-голубой анаглиф рук на картине да Винчи «Мона Лиза», совмещенной с версией из музея Прадо
©Carbon & Hesslinger. Da Vinci’s Mona Lisa entering the next dimension. Perception, 42(8)
Ученые указывают, что Леонардо да Винчи интенсивно работал над проблемой трехмерных изображений. Кроме того, в инвентарных листах, оставшихся от великого мастера, сохранились указания о двух «Джокондах». Известно также, что да Винчи обладал цветными очками.