Мораль можно назвать социальным клеем, который скрепляет общество, поэтому изучению того, как она работает, посвящено очень много научных работ. При этом до сих пор был неочевиден тот факт, что к представителям чужой группы люди могут относиться строже, чем к членам своей. Интуитивно кажется, что все должно быть наоборот, ведь «свои» люди (например, друзья) нам кажутся симпатичнее и заслуживающими большего доверия, чем другие.
Ученые из Корнеллского университета (США) выяснили, что это не всегда так, и представили свои выводы в журнале European Journal of Social Psychology. В исследовании участвовал 2361 студент того же университета. Испытуемым сообщали разную информацию, касающуюся моральной оценки представителей внешней и внутренней групп, куда входили сами студенты.
В одном случае им говорили, что член их группы вел себя плохо по отношению к другому человеку из той же группы, в другом — что все это происходило в сообществе, к которому те не принадлежат. Например, участники узнавали, что профессор из их университета был груб с однокурсниками или что такой же профессор, но из другого учебного заведения, вел себя точно так же по отношению к своим студентам.
Исследователи пришли к выводу, что испытуемые строже осуждали поступки членов того сообщества, к которому принадлежали, чем аналогичные действия представителей других групп. При этом в отношении поступков, не связанных с моральной оценкой (например, опоздания на занятия), этой корреляции не наблюдалось.
По мнению ученых, такой эффект связан с тем, что представителям одного и того же сообщества небезразлично то, как ведут себя их товарищи. Когда кто-то нарушает правила, связанные с нравственной оценкой происходящего, это может восприниматься как более серьезная угроза для целостности и благополучия группы, чем в том случае, когда эти события происходят с членами других сообществ.