Психология

Ученые узнали, почему к концу жизни людей тянет к родным местам

Большой эксперимент американских ученых показал: когда человек осознает, что у него осталось мало времени на какое-либо действие, например поужинать в ресторане во время путешествия, или до конца жизни в принципе, он предпочтет хорошо знакомые места новым.

Среднестатистический человек предпочитает новые впечатления знакомым (например, еще не виденный фильм уже просмотренному, если есть равный доступ к обоим), показали предыдущие исследования. Но когда люди понимают, что какой-то процесс скоро закончится, то, как выяснили ученые из Чикагского университета (США), они, наоборот, склонны выбирать привычные вещи и знакомые места вместо незнакомых. Результаты исследования опубликованы в Journal of Personality and Social Psychology.

Ученые поставили серию экспериментов при участии в общей сложности 5889 человек. В первом исследовании они попросили 500 добровольцев в онлайне и 663 студента колледжей и бизнес-школ прочитать гипотетические сценарии, в которых те должны были выбрать между новым и знакомым опытом: например, чтением нового романа или перечитыванием старого, любимого, посещением нового города или того, который им хорошо знаком и который они когда-то любили.

Половине участников сообщили, что им необходимо просто сделать выбор между старым и новым опытом, в то время как другая половина считала, что это был бы последний шанс прочитать тот или иной роман вообще или посетить тот или иной город. Во всех ситуациях участники из второй группы предпочитали уже знакомый им опыт новому.

В следующих экспериментах исследователи вышли за рамки чисто гипотетического опроса и изучили поведение испытуемых как в лабораторных, так и в реальных условиях. Например, в одном из экспериментов они заявили добровольцам, что те получат подарочную карту в ресторан, но срок ее действия ограничен следующим месяцем.

При этом одну группу проинформировали, что возможностей для посещения заведения у них будет мало, в то время как другой ничего подобного не сообщалось. В результате 67 процентов участников первой группы предпочли знакомый ресторан новому (для сравнения: во второй группе тех, кто выбрал «старое» заведение, оказалось всего 48 процентов).

По мнению ученых, такой эффект связан не только с тем, что знакомые вещи кажутся нам надежнее: выбор между старым и новым заставляет задуматься, что имеет для нас большее значение.

Комментарии

  • Странно. Я бы точно выбрал что-то новое под конец жизни. Зачем мне быть там, где я уже был? Лучше под конец жизни увидеть ещё что-то новое, а не старое.

  • Наверное зависит от психотипа человека, я например даже в возрасте 30+ выбираю исключительно знакомые места, а в новое иду только с кем-то.

  • Крайне ненаучное исследование. Выбор предпочтений зависит от наличия средств и способов их реализации. Если бы у меня сейчас были деньги и возможность их потратить, то я, чем сидеть на месте, предпочел бы съездить в Прагу или Таллинн. Причем, вне зависимости от того, что в первой я не был, а второй посетил на закате советской власти...
    Пока А. Березин не уничтожил их своим стратегическим ядерным ударом...

    • Березин нервничает, удаляет комментарии. Это хорошо.

      • Я просто наслаждаюсь этим процессом! Думаю, сайт получил бы на четверть больше просмотров и подписчиков, если бы завел рубрику под названием "Реплики, удаленные А. Березиным"... Прелюбопытное было бы чтиво!

        • Прелюбопытное было бы чтиво!

          Особенно в сочетании с его изумительными "комментариями", вызвавшими эти реплики к жизни.

      • Боря опять кого-то победил в интернетах 🙂 Впрочем чего еще ждать от чудака который на самых серьезных щах может ляпнуть "когда _мои_ сенаторы..." 🤣 Непролеченное вовремя ЧСВ с годами принимает причудливые формы 🧐

        • Мои сенаторы посылают без лишнего хайпа Хаймарсы и помогают вышибать армию РФ из Лимана. Факт. Твои, Игорь, болтуны обещают судный день за атаку на Крымский мост-скрепу. А когда тот полыхает с такой же интенсивностью как и заднее место Медведева, то в ответ слышно только стрекотание кузнечиков. Это тоже факт.

    • Пока А. Березин не уничтожил их своим стратегическим ядерным ударом...

      Не все его мечты сбываются. :-)

  • Вывод весьма сомнителен и не релевантен. Тогда уж поставили бы вопрос выбора у тех кто близок к концу, чья смерть уже близка. Думаю разброс вариантов был бы больше, например помню был фото проект с заказом еды перед казнью не все выбирали привычное и знакомое, да и контингент там особый.

  • Очень странные выводы. Я бы сказал, что выбор знакомого связан с ухудшением когнитивных способностей и следовательно, с простым протеканием жизни в знакомой обстановке, чем в новом и неизвестном окружении.

    • А можно и иначе. Внутренняя пустота и неспособность видеть детали и новое в старом гонят людей за всё новыми и новыми впечатлениями.
      Возьмём Хокусая с его "Видами Фудзи".

    • 200%
      Обычно ставлю на новое.
      Но не так давно под давлением стресса пришлось делать выбор. И сделал серию из знакомых мест.
      Немного позже в спокойном состоянии начал выбирать новое.

  • Учитывая, что хороших ресторанов в США не так уж и много, то выбор известного вполне понятен. Впрочем, хорошего вообще мало.
    Ну и вспомним Бродского: "Жить в эпоху свершений имея возвышенный нрав"...