Некоторые звуковые сочетания, даже если их значения неизвестны, вызывают сильный эмоциональный отклик и ассоциируются у людей с определенными образами. Это может частично объяснить, как формировались языки и почему дети учатся выговаривать одни слова быстрее, чем другие.
Каждый раз, когда мы слышим слово «вирус», уровень кортизола в организме повышается, мы начинаем испытывать стресс. Исследование группы ученых из Корнеллского университета объясняет это явление. По их мнению, дело не в страхе перед заболеваниями и распространением Covid-19. Проблема в том, как звучит слово: сочетание звуков в нем стимулирует эмоции и, вероятно, повышает кровяное давление. Подробности опубликованы в журнале Psychological Science.
Отношения между звучанием слова и его толкованием кажутся произвольными, но многие исследования показывают, что звуковые сочетания могут косвенно указывать на значение. Первая работа, подтверждающая это, была опубликована в 1929 году. В ней участникам предлагалось сопоставить картинку с выдуманными словами «такете» или «малума». Большая часть респондентов назвала «такете» остроконечную фигуру, а «малума» — округлую.
Это явление назвали «эффектом буба — кики» — по одному из поздних исследований. Его авторы так же показывали участникам своих экспериментов два изображения — одно с острыми углами, а второе без них — и попросили определить, какое из них кики, а какое — буба. Округлую фигуру назвали буба, другую — кики.
Несмотря на то что с первого исследования прошло более 90 лет, ученым до сих пор мало известно о когнитивных процессах, заставляющих человека определенным образом реагировать на комбинации звуков. Авторы нового исследования предполагают, что эмоции, которые они могут вызвать, влияют на возникающие ассоциации. По их мнению, группа кики-слов, содержащих мягкие и короткие гласные (например, и, е) и шумные согласные (к, т, б), кажутся более резкими и возбуждают сильные эмоции, тогда как твердые и протяженные звуки (а, о) дают ощущение спокойствия.
Чтобы подтвердить теорию, психологи провели три эксперимента. Для первого они выбрали слова и картинки, которые использовались в старых исследованиях на эту тему, и попросили участников теста описать, успокаивают ли их сочетания звуков и фигуры или, наоборот, вызывают сильные эмоции. Для второго они генерировали 940 случайных наборов слогов с помощью специального алгоритма и вновь предложили участникам оценить их. В последнем они попросили сопоставить увиденные ранее фигуры с выдуманными словами из второго теста.
Результаты показали, что от слов кики-набора респонденты испытывали эмоциональное возбуждение, беспокойство и были склонны ассоциировать их с остроугольными формами, тогда как буба-слова успокаивали их. По мнению исследователей, это подтверждает, что многие значения слов могут быть обусловлены нашей реакцией на то, как они звучат.
Авторы считают, что их работа может пролить свет на несколько вопросов, связанных с языками: в частности, показать, как человеческие эмоции повлияли на появление и развитие языковых систем. «Эмоциональные реакции могут помочь детям сопоставить звук со значением при изучении новых слов, — говорят они, — связь между звуком и значением, возможно, также позволила древним людям сформировать язык».
Комментарии
Комментарий удален пользователям или модератором...
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8B