Исследователи выяснили, что любовь малышей к телевизору зависит от их темперамента. Реакции, которые протекают в мозге детей младше года, позволяют предсказать, насколько им понравится просмотр программ и как быстро они усваивают информацию из них.
Исследование провела группа из Университета Восточной Англии и Лондонского университета Бирбек, чтобы выяснить, как маленькие дети реагируют на новую информацию и почему одних тянет узнавать новое, а других — нет. С помощью ЭЭГ ученые проанализировали мозговую активность 48 детей в возрасте 10 месяцев, пока те смотрели повторяющийся 40-секундый отрывок мультфильма.
Они наблюдали за тем, как малыши реагируют на сам ролик и на внезапные вставки с изображением чередующихся черных и белых квадратов. Результаты опубликованы в журнале Infancy.
Группа ожидала, что с каждым новым запуском видео перестанет привлекать особое внимание, дети будут реагировать на него все спокойнее и начнут замечать «шахматную доску». Но оказалось, что некоторые из них реагируют на нее почти сразу — еще до того, как полностью посмотрят мультфильм, — в то время как другие не фокусировались на ней даже после нескольких роликов подряд. Ученые выяснили, что темперамент ребенка напрямую влияет на его способность и желание находить и усваивать информацию, а степень телевизионного воздействия зависит от характера малыша.
Автор исследования доктор Теодора Глига из Школы психологии Университета Восточной Англии добавила, что когнитивные способности и умение концентрировать внимание у детей были на разных уровнях развития. Она отметила, что существуют теории, объясняющие это: одни предполагают, что, некоторые малыши попросту ищут меньше способов стимулировать мозг, а другие — что более активные дети быстрее обрабатывают информацию, и это заставляет их искать что-то новое чаще. Текущая работа показывает, что в появлении этих различий определенную роль играет желание познавать мир.
Чтобы дополнить исследование, ученые попросили родителей или опекунов заполнить небольшую анкету, в которой спрашивали, какова реакция детей на звуки или яркие картинки и как долго они задерживают свое внимание на них. Это просили сделать дважды: во время экспериментов и через шесть месяцев спустя.
Выяснилось, что реакции детей на шахматную доску во время опытов фактически предсказали, как те будут относиться к телевизионным передачам через полгода. «Наши выводы вряд ли можно объяснить ранним воздействием — родители сообщили, что только небольшая группа 10-месячных детей смотрела телешоу», — говорят ученые.
По словам авторов, их исследование помогает понять, как среда, в которой растет ребенок, влияет на его обучаемость, когнитивные способности и тягу к новому. Елена Серена Пиккарди из Лондонского университета рассказала, что группа планирует дальше заниматься этой темой. Новая работа будет посвящена поиску ответа на вопрос, откуда берутся индивидуальные различия у детей.