Подавляющее большинство учеников старших классов полагают, что в отношениях с окружающими людьми следует быть осторожными. При этом наибольшую открытость к общению показывают подростки, считающие себя успешными. К такому выводу пришли социологи ТюмГУ.
На вопрос о том, можно ли доверять окружающим людям, 78,6% старшеклассников ответили, что стоит быть осторожными.
Интересные результаты показал и вопрос — сколько друзей и знакомых готовы оказать подросткам срочную помощь при необходимости. Больше половины старшеклассников (57,8 %) сообщили, что могут рассчитывать на помощь одного-троих человек, 23,3 % считают, что им готовы помочь от четырех до шести знакомых.
И лишь 4,4 % пессимистически оценивают отношения с окружающими, полагая, что в случае необходимости они не могут рассчитывать на кого-либо, кроме себя.
Любопытно, что у старшеклассников, верящих в свой успех, сложились более позитивные отношения с учителями: почти половина респондентов охарактеризовала их как «дружеские и непредвзятые».
Таким образом, можно сделать вывод, что высокая оценка собственной конкурентоспособности положительно влияет на открытость, готовность школьников к конструктивному взаимодействию и способствует более позитивному восприятию партнеров по общению.
«Современное общество, основанное на рыночных отношениях и широком использовании информационных технологий, предъявляет высокие требования к выпускникам школ.
Они должны быть готовы реалистично оценивать уровень своих способностей и социальных навыков, делать осознанный выбор своей будущей профессии, грамотно выстраивать коммуникацию с окружающими», — подчеркнула одна из авторов исследования, доцент кафедры общей и экономической социологии ТюмГУ Людмила Гуляева.
Исследование социологов также показало, что определяющее влияние на выбор подростками будущего образовательного учреждения оказывают их родители. Кроме того, ребята учитывают сведения об учреждениях и профессиях, получаемые из интернета, а также мнения взрослых знакомых.
Так, по мнению большинства респондентов (в среднем по выборке 57,3 %), определяющее влияние на выбор будущего образовательного учреждения оказали их родители; вторыми по популярности подростки признали сведения об учреждениях и профессиях, получаемые из интернета.
На третьем месте по популярности среди группы «успешных» оказалось мнение взрослых знакомых (5,3 %), среди «сомневающихся» — мнение друзей и сверстников (12,4 %), среди группы «неуспешных» (то есть сомневающихся в собственной конкурентоспособности) — мнение профконсультантов (0,6 %).
Итоги исследования, в котором участвовали более 1300 старшеклассников юга Тюменской области, опубликованы в журнале «Интеграция образования».
В работе использовалась многоступенчатая районированная выборка. Методом исследования был анкетный опрос по месту обучения. Для анализа полученных данных использовалась программа IBM SPSS Statistics 23.