В древности люди гораздо трепетнее относились к снам. Сегодня это удел мистиков и глубинных психотерапевтов.
Одним из них был в свое время и скромный австрийский врач Зигмунд Фрейд. Много лет посвятивший изучению истерии и других неврозов, в 1900 году он, наконец, выпускает главный труд своей жизни – «Толкование сновидений». Эта книга становится катехизисом нового движения в психологии – психоанализа. Она станет доктриной учения о бессознательном, ей суждено будет перевернуть мир и судьбы всех отраслей человеческой мысли: от медицины, психиатрии и антропологии до философии и искусства.
В ней Фрейд открывает природу сновидений, доказывая, что ночные грезы вовсе не бессмысленны, их можно и нужно толковать. Впрочем, сделать это очень непросто. Поэтому никогда не верьте в существование «сонника по Фрейду», как не верите в цветы золотого папоротника. «Сновидения – это королевская дорога в бессознательное», – говорил Фрейд. И чтобы понять сны, надо понять, что такое бессознательное и как оно работает.
Именно оно – ключ к понимаю нашего бессознательного – и к пониманию наших снов. Дело в том, что мышление первобытного человека во многом напоминает «мышление» во сне нашего современника. Прежде всего тем, что оперирует не абстрактными словесными понятиями, а конкретными образами – как в детстве. Здесь нет абстракции и переносного смысла. Слова воспринимаются как вещи. Если в сновидении бессознательное «хочет» сказать: «Черти принесли гостей на дачу», то оно будет изображать чертей, которые будут в буквальном смысле нести на вашу дачу гостей.
Кроме того, первобытное мышление характеризуется такими процессами, как смещение и сгущение. Объясним.
Сновидения – есть не что иное, как «дети» нашего бессознательного, наследие первобытных времен. В бессознательном царит так называемый первичный процесс (вторичным процессом в психологии называют все процессы, за которые ответственно наше сознание: это рациональное мышление, логика, анализ и синтез любой информации и т. д.). Первичному процессу, как и первобытному мышлению, свойственна текучесть энергии, в нем нет жесткой связки между каким-то событием, образом (например, смертью матери) и эмоцией, которую сопровождает этот образ или событие в нашей сознательной, реальной жизни (в данном случае, чувством горя). Поэтому если нам снится, например, смерть матери, мы можем не испытывать никакой печали, или переживать всего лишь легкую грусть, а то и вовсе противоположное чувство – бурную радость. Таким образом, эмоция горя «смещается», отрываясь от самого образа смерти матери. Именно благодаря смещению наши сны выглядят столь странными и непонятными.
Вы видели во сне какого-нибудь мужчину, про которого нельзя точно сказать был ли он вашим отцом или, например, мужем, а женщину, которая вроде бы была вашей матерью, но в то же время совсем незнакомой дамой?.. Все эти образы из снов – не плод вашего воображения и не результат странной недоработки сонного сознания. Они – порождение так называемого процесса сгущения. Первобытный человек воспринимал реальность большими кусками, не особо обращая внимание на детали. Так же ведет себя и наше бессознательное, которое порождает сны – вместо одного образа оно использует целые группы.
А еще в бессознательном (а заодно в первобытном мышлении, и, кстати, в мышлении дикарей, маленьких детей и психически больных людей) нет логики. А потому нет ее и в наших снах. Если же она имеется, то при умелой интерпретации сна «удалить» ее не сложнее, чем пенку с кипящего молока. Логика в сновидениях – лишь видимость, которая скрывает совершенно нелогичные эпизоды сна. Ее скромная роль – сделать сновидение более удобным для восприятия современного человека, не привыкшего к нерациональному материалу. Хоть сколько-нибудь логичными наши сны делает вышеупомянутый вторичный процесс, который, конечно, тоже участвует в создании снов.
Еще одна особенность бессознательного – безвременье. Наверное, уже ясно, что в этой области нашей психики царит полный винегрет, было бы странно, если бы в нем существовало понятие времени. Именно поэтому в сновидении могут появляться события совершенно несовместимые по времени.
Важная особенность первобытного мышления – отсутствие отрицания. Для его изображения архаичный человек прибегал к противоположности. Так же ведет себя и сновидение. Отрицательное отношение к чему-либо сновидение может выразить, например, через ощущение заторможенности движения. Поясним. Такое явление можно наблюдать, например, в снах о наготе, которые Фрейд, «трагический Вотан сумерков буржуазной психологии», называл страшным словом – эксгибиционистские. Нам снится то, что мы нагишом ходим по улице, при этом, почему-то не можем дойти до дома и одеться, наши движения могут быть заторможены. Все эти сны отражают не что иное, как тайное желание демонстрировать себя, что называется, в чем мать родила. Ничего ужасного, впрочем, в появлении таких снов нет. Они являются всего лишь выражением тоски по нашему беззаботному детству, когда мы бегали голышом и приводили этим в восторг всех окружающих. Этот совершенно невинный сон относится к «типичным сновидениям», о которых речь пойдет ниже, и которые хотя бы раз в жизни видел каждый.
Получается, что проблема толкования сновидений – это проблема перевода образов, сформированных первобытным мышлением, в форму, приемлемую для современного человека.
Такие простые сновидения, как сны о жажде или еде (когда сновидец в реальности хочет пить или есть, пьет или ест во сне – и никак не может ни напиться, ни наесться), или детские сны о получении заветной игрушки, о сдаче обидчику или о том, чтобы стать суперменом, говорят о том, что цель хотя бы части наших снов – исполнение каких-то желаний или потребностей. Заметил это и Фрейд. Но, как и положено знаменитому извращенцу, он пошел дальше, предположив, что вообще все наши сны – не что иное, как исполнение желаний.
Понятно, однако, что большинство сновидений взрослых людей переживаются, скорее, как неприятные, пугающие и даже кошмарные, или вовсе не вызывающие каких-либо особых переживаний. Основываясь, опять же, на своем клиническом опыте, причину этого несоответствия Фрейд видит в искажении сновидения. Поясним.
Любой невроз – это некий регресс к предыдущим стадиям развития человека. Можно сказать, что чем более «нарушен» человек, тем он более «примитивен», тем больше его «мышление» напоминает мышление первобытного человека, маленького ребенка и дикаря. Сновидение тоже порождено первобытным мышлением – оно имеет все характерные его черты. Поэтому Фрейд предположил, что и неврозы, и сновидения могут лежать в одной психической плоскости. Но дело даже не в этом.
Всякий невротический симптом ощущается человеком как неприятный. Но он, как ни странно, порожден чем-то желанным (не путать с более тяжелой психотической и пограничной симптоматикой – NS). Он – результат конфликта скрытого желания (желания Оно) и психологической «цензуры» (Сверх-Я), запрещающей осознавать это желание в силу разных причин – например, социальных запретов, или запретов со стороны конкретного члена семьи. После осознавания пациентами Фрейда этого скрытого желания – исчезали и их симптомы.
Поэтому основатель психоанализа предположил, что неприятное или нейтральное сновидение тоже может быть продуктом компромисса между желанием (Оно) и той же контролирующей, запрещающей психологической инстанцией, отвечающей за мораль, стыд и совесть ((Сверх-Я)).
Сновидение, как заметил Фрейд, состоит из манифестного (явного) и скрытого содержания. Создателями сновидения являются две некие психические силы, из которых одна формирует выраженное (как правило, с помощью образов) желание, а другая – осуществляет цензуру. Последняя нужна для того, чтобы исказить, скрыть запретное желание.
На помощь цензуре приходят и все вышеупомянутые черты первобытного мышления. Несмотря на то, что сновидение и без действия цензуры располагает, по большей части, лишь изобразительными средствами архаического мышления, те же самые средства цензура умело использует и в своих коварных целях, маскируя запретные желания в наших снах. Если мы втайне желаем смерти ненавистному нам человеку, но осознать это нам не позволяет совесть, мы можем увидеть во сне «компромисс» нашего желания и цензуры-совести – известие о смерти этого человека, от которого мы плачем и просыпаемся. Стоит ли говорить, что осознается все это не иначе как кошмарный сон.
Естественно, в каждом конкретном случае сновидения нужно трактовать по-разному (исключая лишь типичные сны, речь о которых пойдет ниже). Нельзя рассматривать их без участия «свободных ассоциаций» самого сновидца. Да и самих «смыслов» у сновидения, как правило, очень много, они вытекают один из другого, уводя все дальше в глубину нашей психики. Сновидение чаще всего подобно луковице, слои которой можно снимать очень долго, в некоторых случаях даже годами.
Сновидение, как полагал Фрейд, выражает исполнение не простого, а инфантильного желания, то, что зародилось и возникло в глубоком детстве. Это и понятно. Ведь и само сновидение (а еще невроз) родом из доисторических времен и из детства. Это не означает, что желание не могло обрасти более «взрослыми» причинами, но корень его всегда будет расти из детства. Это подтверждают и сновидения взрослых людей, которые снились им еще в нежном возрасте, а потом в неизменном виде перекочевали в зрелую жизнь.
Сегодня на сновидение не смотрят так категорично, как это делал Фрейд. Если речь идет о более глубинных слоях снов, о снах, которые видят более нарушенные люди, чем невротики (к коим безжалостный психоанализ причисляет, пожалуй, всех; бояться чего, однако, не стоит, поскольку в психоанализе понятие невроза приближено к норме, в отличие от психиатрии), то сновидения могут отражать какие-то психологические цели того, кто их видит – например, цели «собрать» свою психику в единое целое при психозе, попытки самоизлечиться и т. д. Тем не менее, все эти цели все равно будут родом из детства, поскольку любые психологические нарушения или просто глубинные уровни «принадлежат» именно ранним годам.
Основатель аналитической психологии Карл Юнг, впрочем, пошел еще дальше. Он видел в сновидениях не столько наследие индивидуального развития, сколько развития всего человечества. И это тоже возможно, ведь все индивидуальное рано или поздно переплетается с общечеловеческим.
Из чего же сделаны наши сновидения? Как ни странно, из самых незначительных эпизодов реальной жизни. Фрейд называет их дневными остатками. Это, как правило, какие-то мелкие, совершенно нейтральные для нас события, которые произошли в течение дня. Даже если днем с нами случилось нечто экстраординарное, ночью нам приснится какая-нибудь безделица. Вероятно, вы и сами замечали это.
«Великий и ужасный» Зигмунд Фрейд и в этом видит некий скрытый смысл. Дело в том, что нейтральность дневных остатков важна для цензуры. Ведь какие-то значимые, эмоционально насыщенные для нас события были бы очень сложным материалом для «постройки» и без того пронизанного тайными желаниями сновидения. Для него нужны безликие «кирпичи».
А еще наши сны наполнены символами. Их роль – заменить какие-то индивидуальные, значимые только для нас вещи некой общей для всех символикой. Они – наследие нашего филогенетического опыта и архаичного мышления прошлого. Кроме того, символы, опять же помогают «иезуитским» планам цензуры – они маскируют значимые для нас объекты под нейтральные. Символика, кстати, это инструмент не только сновидений, но и кино, искусства и литературы. Впрочем, как и многие другие «изобразительные средства» архаического мышления.
Символы бывают универсальными – общими для всего человечества, известными из мифов, легенд, ритуалов и фольклора. Бывают условными – значимыми в данной конкретной культуре (например, у русских белый цвет – символ чистоты, а у японцев – смерти). И, наконец, символы могут быть индивидуальными – значимыми и понятными только для конкретного человека. Они сформировались в процессе его собственного развития.
Как уже было сказано выше, сновидения не могут выражать абстрактные слова – вместо них они пользуются образами. Поэтому такое понятие, как частота, они могут заменить количеством. Если в вашем сновидении чего-то очень много – людей, стульев, машин и т. д. – это может означать, что нечто часто встречается.
Сновидение не может оперировать понятием времени или расстояния, поэтому изображает подобные вещи по-своему. Например, если вы видите во сне маленьких людей или зверей, это может означать, что нечто было давно.
Союз «и» сновидение выражает с помощью простого расположения событий или предметов рядом друг с другом.
А еще сновидение не умеет говорить «нет». Вернее, умеет, но из рук вон плохо. О том, что сон может выражать протест или отрицание чего-либо через заторможенность, мы говорили выше. Еще одно средство «протеста» цензуры против содержания сна – так называемые «сны во сне», когда нам снится, что мы уже проснулись, между тем, как продолжаем спать. То, что мы видим во сне как реальность – и есть наше ничем не прикрытое желание. Но, благодаря цензуре, проснувшись, мы успокаиваемся тем, что это был всего лишь сон.
В полной мере сновидение считается лишь с единственной логической связью: «подобно тому, как». Сходство чего-либо изображается через объединение людей или предметов в одно целое.
Как же толковать сновидения? К сожалению, научиться этому непросто. Для этого нужна определенная сноровка и месяцы тренировок. В первую очередь необходимо научиться мыслить психоаналитически – это означает умение видеть за привычными рациональными вещами нечто более глубинное. Сновидения в основе своей нелогичны, а потому нужно стараться отключить логику и при их интерпретации.
Фрейд: «От сновидца требуются две вещи: усиление внимания к своим психическим восприятиям и выключение критики, с которой он обычно просеивает появляющиеся мысли».
Толкование сновидений основано на открытом Фрейдом методе свободных ассоциаций – проговаривания всего, что приходит в голову. Это очень непросто. Стоит попробовать начать это делать, даже наедине с собой, – и сразу же может возникнуть ступор. С детства нас учат четко структурировать свою речь и мысли, рассуждать логически, а не нести бессвязный бред из слов. Как только человек начинает пробовать «свободно ассоциировать» – как тут же у него или пропадают всяческие мысли и слова, или он считает их непонятной ерундой, чепухой и даже неприличными вещами, и не считает нужным их высказывать. Чтобы преодолеть это, необходимо выключить внутреннего цензора и логика. Сделать это очень непросто. Попробуйте – и убедитесь сами.
Человеку мешает не только отсутствие привычки свободно ассоциировать, но и неосознаваемое внутреннее сопротивление, за которое ответственна все та же цензура, и которое всегда стремится сделать так, чтобы истинные смыслы сновидения остались не «узнанными». Если же человек учится нести подобную «чушь» – он довольно быстро начинает понимать, что «скрыло» от него первобытное мышление, и как полезно иногда отключать логику, чтобы погрузиться в архаику собственной психики, в то, как «мыслили» наши предки. В конце концов, это просто интересно.
Для того чтобы сделать первый шаг – сфокусировать внимание стоит не на всем сновидении в целом, а лишь на отдельных его фрагментах. Вот теперь стоит начать высказывать свои ассоциации, мысли, вообще все, что приходит в голову по поводу того или иного фрагмента. Пусть это будут даже любые отдельные и «не относящиеся» к делу слова. Самое главное здесь – не думать вообще. После определенного количества тренировок вы научитесь лучше понимать свои сны, а значит, себя и людей, которые находятся рядом с вами.
Часто сны, правда, очень непросто рассказать, они туманны, приблизительны, неясны. Но для толкования снов это не имеет ровным счетом никакого значения. Сны нелогичны и неясны в принципе, поэтому все, что придет человеку в голову в состоянии бодрствования, когда он рассказывает сон, как ни парадоксально, тоже относится к «мыслям» сна. Ведь когда мы погружаемся в свободные ассоциации, мы практически грезим наяву. Наши сны – порождение нашей же психики, это та же фантазия, которую мы можем придумать и в реальности. Наши ассоциации по поводу снов – тоже порождение нашей психики, поэтому опасаться, что мы неточно передадим сон, не стоит.
Впрочем, иногда ступор – показатель того, что перед вами – символ, который, как правило, трактуется для всех одинаково. Но пользоваться только символикой для толкования снов – совершенно бессмысленно, поскольку символы – лишь очень малая часть «идеи» сна.
Кроме того, сновидение практически никогда нельзя трактовать без участия свободных ассоциаций самого сновидца: никто не может знать сон лучше его самого. Поэтому вопросы типа: «Что означает мой сон?», задаваемые не самому себе, не имеют смысла. Хотя какое-то направление мыслей опытный психотерапевт дать все же может, но, опять же, выслушав, для начала, самого сновидца.
Именно поэтому Фрейд намеренно разбрасывал по своим работам символы и их значение – чтобы не спровоцировать создание очередного сонника. Традиционного толкования снов, как правило, не существует – большинство из них уникальны и имеют очень конкретное значение для конкретного человека.
И все-таки, существуют сны, которые в большинстве случаев имеют единое значение для всех и снились практически каждому. Вот они:
1) О наготе и непорядке в одежде. При этом окружающие не обращают никакого внимания на наготу сновидца.
2) О смерти близких родственников. Эти сновидения, в свою очередь, делятся на две группы: сопровождаемые эмоциями (горя и печали) и не сопровождаемые эмоциями.
3) Об экзаменах. Обычно снятся накануне каких-то испытаний, хотя это и необязательно. Страх в таких снах связан с детскими воспоминаниями о наказании за невыполнение порученного дела. Если такой сон снится перед реальным экзаменом, то во сне вы увидите себя на экзамене, который в свое время успешно сдали.
4) Об опоздании на поезд. Такие сны часто снятся неврастеникам и трудоголикам, которые всю жизнь влачат на своих плечах груз какой-то бесконечной работы, в ожидании дня, когда все это закончится, но, к сожалению, такой день так и не приходит. Отъезд – символ смерти, а опоздание – утешение: «Ты не умрешь». Такие сны обычно провоцируются сознательным или бессознательным страхом смерти, который по какой-либо причине дал о себе знать накануне.
Близкие по сюжету сновидения – когда сновидец провожает на поезд близких родственников – трактуются как скрытое пожелание им смерти.
5) О полетах. Истоки этого сна лежат в детских радостных ощущениях от подкидывания и подбрасывания младенца (а теперь сновидца) вверх, от качания на качелях. Если такой сон снится подростку (особенно мальчику), значит, он хочет вырасти, или возвыситься над окружающими иным образом. Могут означать органические переживания. Часто связаны с невозможностью достичь чего-то в реальности, склонностью к фантазированию и прожектерству.
6) О падении. Такие сны часто связаны со страхом. Например, со страхом поддаться какому-либо искушению и упасть в глазах окружающих. По Юнгу, они могут быть связаны с боязнью смерти.
7) О плавании, наводнениях и пожарах. Вызваны, как ни странно, воспоминаниями о детском энурезе. Связаны с привитием навыков чистоплотности.
8) О прохождении через узкий проход. В таких снах человек заново переживает собственное рождение, причем они могут появляться даже у тех, кто появился на свет посредством кесарева сечения. Здесь, скорее, следует говорить о каких-то проблемах, связанных со стадией рождения, причем необязательно физического, но, возможно, психологического, становления себя как личности и т. д.
Имеются многочисленные данные о том, что сновидения могут отражать как психические, так и соматические патологические процессы задолго до их проявления в реальной жизни.
Впрочем, устойчивые маркеры того или иного заболевания выделить пока невозможно. Все перечисленные ниже сны могут сниться всем без исключения, речь, скорее, идет не о самом факте наличия таких снов, а о том, как часто снятся те или иные группы сновидений.
Депрессивные расстройства
Чаще всего депрессию связывают с невозможностью отреагировать на гнев и агрессию вовне. В связи с этим происходит поворот агрессивного импульса на себя. В сновидениях это может отражаться в сценах с агрессивным поведением персонажей по отношению к сновидцу, и наоборот. Очень распространен образ собаки, кусающей за левую руку. Частое появление в снах продуктов, особенно молока. Могут наблюдаться сцены с нахождением в грязной, испорченной воде с невозможностью выбраться из нее. Возможны сновидения с появлением умерших родственников, иногда зовущих за собой.
Тревожные расстройства
Сны таких людей можно разбить на три группы: неготовности к экзамену, преследовании, катастрофы (землетрясения, наводнения и пр.).
Могут появляться тревожные сюжеты с попаданием в чужую страну без денег и документов, сюжеты об опоздании (в том числе на поезд), о ситуациях потерянности (например, блуждания в лесу).
Неврозы навязчивости
В сновидениях часто появляются грязь, кровь, фекалии, дурные запахи и т. д. Либо это будут сны, связанные с контролем и управлением (странное управление автомобилем, езда на нем без водителя и т. д.). Сюда же относится классический сон про лифт, который не слушается и взлетает наверх, реже – падает вниз.
Психозы
Центральная характеристика снов таких людей – необычность. В них появляется то, что не встречается ни в природе, ни в мифологии. Например, необычные существа – животные без кожи, тяжелые контаминации живого и неживого в существах (люди с колесами вместо ног, животные со «встроенными» болтами и гайками и т. д.). Могут появляться сюжеты с разваливанием и рассыпанием на части тела как самого сновидца, так и кого-то другого.
Комментарии
Диагностировал у себя всего лишь депрессию, тревожность и невозможность достичь чего-то в реальности - полеты, родственники и экзамены-армия. Достаточно банальный набор. Вот так и не станешь Сальвадором Дали :(