Международная группа ученых пришла к выводу, что актеры чаще получают кинопремии, если их национальная принадлежность соответствует судейской. Результаты работы опубликованы в British Journal of Psychology.
Одним из ключевых разделов психологии является психология творчества. В исследованиях, которые проводятся в рамках этого раздела, можно выделить два основных направления. Первое нацелено на изучение факторов, влияющих на творческий потенциал личности (например, настроение и мультикультурализм). Задача второго — оценить факторы, связанные с эффектом творчества.
Наименее ясным, однако, остается вопрос восприятия творчества. Прошлые работы показали, что важным критерием при определении произведения как собственно творческого являются мнения экспертов. Так, различные конкурсы и их результаты помогают людям представить ценность продукта творчества и составить о нем собственное мнение. При этом непредвзятость подобных конкурсов спорна.
Чтобы оценить субъективность такой экспертизы, ученые из Квинслендского университета и других вузов проанализировали итоги премий Американской академии кинематографических искусств и наук («Оскар») и Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA) с 1968 года. Авторы изучили распределение номинаций «Лучшая женская роль» и «Лучшая мужская роль».
Всего исследователи рассмотрели случаи 908 человек: 97 победителей и 383 номинантов премии «Оскар» и 97 победителей и 331 номинанта премии BAFTA. Результаты показали, что более половины лауреатов обеих премий были американскими актерами. Тем не менее, шанс на победу оказался выше при условии совпадения национальной принадлежности актеров и судей.
Так, американцы «взяли» 52 процента номинаций BAFTA, но 69 процентов «Оскара», тогда как британцы чаще получали премию BAFTA: 34 процента против 18 процентов «Оскара». Примечательной оказалась и связь с сюжетом. Актеры из США, сыгравшие в фильмах об американской культуре, получали «Оскара» в 88 процентах случаев, а за фильмы о неамериканской культуре — в 26 процентах.
По мнению ученых, полученные данные указывают на значительную роль субъективных факторов при присуждении этих кинопремий. Предполагается, что оценка произведений искусства, в частности кинокартин, проводится по объективным критериям. Однако, как показывает это исследование, восприятие творчества также зависит от национальной принадлежности.