Исследователи из России и Великобритании обнаружили, что эффект синтаксического праймеринга усиливают не только глаголы, но любые части речи.
В общем смысле эффект прайминга заключается во влиянии ранее полученной информации на восприятие последующей и, как правило, выражается в склонности человека бессознательно воспроизводить индивидуальный аудиальный или визуальный опыт. Такой эффект может быть обнаружен как в сложных поведенческих шаблонах, так и в самостоятельных проявлениях, например повторяемых позах, интонациях и жестикуляции. Предполагается, что тенденция связана со стремлением мозга экономить имеющиеся ресурсы путем игнорирования новых и реконструкции знакомых моделей поведения.
Частным случаем эффекта является синтаксический прайминг-эффект, который описывается в психолингвистике. Впервые он был выявлен американским ученым Катрин Бок (J. Kathryn Bock) в 1980-х годах. Согласно экспериментам, прочтение предложений с определенной синтаксической структурой приводит к тому, что человек воспринимает и обрабатывает другое предложение с аналогичной структурой значительно быстрее и с высокой вероятностью воспроизводит синтаксическую структуру услышанного в собственной речи. Так, ситуацию, когда девочка передает мальчику мяч, можно описать несколькими способами. В случае, если испытуемый выбирает формулировку «девочка дала мальчику мяч» и затем описывает другому человеку ситуацию, в которой художник показывает ребенку мольберт, он, скорее всего, скажет «художник показал ребенку мольберт», но не «художник показал мольберт ребенку».
Первоначально синтаксический прайминг-эффект интерпретировался как свободный от внешних влияний и автономный. Однако в конце 1990-х годов появились данные о том, что феномен может лексически усиливаться: например, если в услышанном высказывании используется один глагол, вероятность воспроизведения синтаксической конструкции в другом предложении с идентичным глаголом возрастает. В новом исследовании сотрудники Университета Глазго, Нортумбрийского университета и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ) проверили гипотезу «лексически усиленного» прайминга на 200 англоязычных студентах.
В ходе работы участников просили прочитать небольшие тексты, после чего они должны были составить предложения из списка слов, подобранных в произвольном порядке. В серии экспериментов авторы варьировали наборы частей речи и синтаксические структуры стимульного материала, после чего оценивали вероятность повторения того или иного шаблона. Анализ показал, что повторное появление любой самостоятельной части речи в предложении усиливает эффект прайминга. При этом корреляция оказалась дозозависимой: выраженность эффекта повышалась вслед за количеством повторений. Таким образом, ученые пришли к выводу, что глаголы способны увеличивать вероятность стереотипий, однако не более, чем другие части речи.
Статья опубликована в The Journal of Memory and Language.