Психология

Движение оказалось ключом к креативному мышлению

Ученые показали, что ограничения движения негативно влияют на творческое мышление.

В современном мире растет запрос на креативное мышление и поиски средств, как развить креативность у себя. Помимо уже известных техник — использования переключения между «диффузным» и «направленным» путями мышления — ученые находятся в поисках новых. Одним из таких способов, на который обратили внимание исследователи, стало движение и его влияние на креативность. 

Ученые из Вюрцбургского университета обратили внимание на закономерность, известную еще со времен Древней Греции: свободное движение помогает мыслить более гибко и живо и приводит к появлению новых идей. Исследование, результаты которого были опубликованы в журнале Psychological Research, было проведено на 60 испытуемых. Для того, чтобы проверить, действительно ли свободное движение без каких-либо ограничений влияет на креативное мышление, ученые провели три различных эксперимента. В каждом из этих экспериментов участники должны были решить задачу «альтернативного использования Гилфорда». Им предлагался ряд слов, обозначающих предметы — бинт, кирпич, стул, стол, сковорода, мешок для мусора, губная помада, карандаш, газета, обувь, ложка, плитка, зубная щетка и полотенце. Участникам необходимо было назвать как можно больше способов применения этим предметам.

В первом эксперименте половине участников разрешалось ходить по комнате, пока они генерировали идеи, в то время как остальным нужно было спокойно сидеть за компьютером и не покидать свое место. Оказалось, что количество сгенерированных идей у участников, которым разрешалось ходить по комнате, было выше, чем у тех, кто был вынужден сидеть на одном месте. Во втором и третьем экспериментах исследователи сравнивали количество предложенных идей у участников, которые могли: 1) свободно перемещаться по комнате, 2) перемещаться только по предзаданному маршруту, 3) спокойно сидеть на одном месте, 4) сидеть за экраном компьютера и фиксировать свой взгляд на одной точке. В этом случае результаты оказались выше всего у участников, которые могли либо свободно передвигаться по комнате, либо сидеть на одном месте, но не фиксировать свой взгляд на экране и совершать хотя бы мелкие движения (например, стучать пальцами по столу). 

Ученые показали, что присутствие любых ограничений значительно снижает показатели креативности. По словам исследователей, важно, чтобы во время креативного мышления движения не подавлялись и не превращались в регулярные шаблоны.  Это может происходить, когда люди фокусируются, например, на маленьком экране — мобильного телефона, планшета или похожих устройств. Таким образом, более широкое использование мобильных телефонов и аналогичных устройств — в том числе в сфере образования во время пандемии коронавируса — может потенциально оказать негативное влияние на некоторые когнитивные процессы, такие как творчество.

Комментарии

  • ".. присутствие любых ограничений значительно снижает показатели креативности.." - правильная фраза. Только не надо упираться в физические ограничения: хождение или отсутствие движений и тп..
    Креатив появляется тогда, когда нет никаких внутренних ограничений. Когда психика человека полностью свободна от любых рамок и барьеров, но при этом имеет свой внутренний "кодекс чести".. человек креативен, когда внутренне полностью свободен и независим, но сам соблюдает необходимые правила, имеет самим собой установленные границы чести.. уважает себя за свою внутреннюю честность, за свою порядочность.. Вот тут и появляется простор для креатива. Ведь что такое креатив? Это свобода мышления, которая выходит за общепринятые рамки. У внутренне несвободного человека множество навязанных стереотипов, блокирующих мышление и волю.. ходи или сиди строго на месте - внутренняя несвобода даёт себя знать..
    Кроме того, креативность мышления надо бы проверять не на таких "игровых" заданиях, о которых говорится в статье. Игры свойственны людям с детским складом ума. Людям со взрослым типом мышления все эти игрушки просто неинтересны, и никакого креатива к ним прикладывать не хочется. Поэтому эксперимент попросту некорректен, и доверять его выводам - глупо.

    • "кодекс чести, навязанные стереотипы, блокировка мышления воли, детский/взрослый склад ума" - вы говорите и мыслите ворохом навязанных стереотипов сама и в тоже время пытаетесь размышлять на тему свободы мышления :)

      • По-вашему, свобода мышления никоим образом не должна быть связана с общепринятым языком общения? Вас не устраивает "кодекс чести"? Пожалуйста, поясню: внутренняя свобода только тогда продуктивна/креативна, когда не скатывается во вседозволенность.. То, что вы именуете "стереотипами" - обычная разговорная речь. Или мне надо было показать креативность и рассказать о своих мыслях неким новоязом, который будет понятен только мне?

  • ‹присутствие любых ограничений значительно снижает показатели креативности. По словам исследователей, важно, чтобы во время креативного мышления движения не подавлялись и не превращались в регулярные шаблоны.›

    • присутствие любых ограничений значительно снижает показатели креативности

      неправда ваша. Например, в математике масса ограничений, правил, теорем, лемм, запретов и разрешенных и запрещенных методов. Однако для креативности полный простор - это чистое поле идей. Хочешь - решай задачу так, хочешь - эдак.
      Известна масс примеров, когда казалось бы, абсолютно бесполезные математические теории (созданные именно по правилам и ограничениям, без этого нет математики) вдруг оказывались востребованными и очень нужными.

  • Часто креативность - просто синоним глупой идеи, которая просто новая. Например, вместо интернета сделать какого-нибудь Чебурашку. Ну очень креативно.

    Чтобы хорошо решить задачу, нужна креативность. Великие решения задач требуют много времени, пота, рассуждений, проб, ошибок и мелкой грязной работы. Причем тут движения - непонятно.

  • Хасай Алиев - создатель антистрессового метода Ключ , представляющего собой несложный комплекс физических упражнений по типу автоматических движений, когда человек сосредотачивается когда ему нужно сделать что то очень важное. Комплекс включает в себя идеомоторный тест -" левитации " рук, волнообразные покачивания, при выполнении "ключа" нужно думать об актуальной задаче. И поскольку этот метод раскрепощает от телесных зажимов и стрессов, часто происходит озарение - нахождение решения обдумываемой проблемы, порой неожиданное и нестандартное.