Психология

Исследование показало, есть ли у атеистов «моральный компас»

Американский ученый взялся понять, на чем основан стереотип об атеистах как аморальных людях, и узнать, чем их моральные ценности отличаются от таковых у верующих.

Существует популярный стереотип, согласно которому атеисты ненадежны и не имеют так называемого морального компаса — то есть способности воспринимать подлинное добро. Но насколько правдив этот миф? Как отмечает Томас Штоль из Иллинойсского университета, автор нового исследования, за последние 40 лет в США наблюдается резкое улучшение отношения к большинству расовых и религиозных меньшинств, чего нельзя сказать об отношении к атеистам.

Так, согласно недавним опросам, американцы менее положительно относятся к атеистам (и мусульманам), чем к любой другой религиозной группе. В то время как 93-96 процентов жителей Соединенных Штатов сообщили о готовности проголосовать за кандидата в президенты, который будет афроамериканцем, католиком или евреем, лишь 60 процентов опрошенных хотели отдать свой голос потенциальному лидеру страны — атеисту.

Исследования того, почему же люди проявляют такую антипатию к неверующим, начались относительно недавно: и, как показали результаты, в основе предубеждения лежит недоверие. Согласно все тем же опросам, 44% американцев считают, что вера в Бога необходима для нравственности. И нелюбовь к отрицающим высшую силу, похоже, проистекает из двух взаимосвязанных, но различных опасений. 

Во-первых, людей беспокоит, что атеисты не разделяют их моральных норм и ценностей: фактически они формируют социальную группу, которую граждане США считают наименее соответствующей их видению страны. Во-вторых, даже если бы неверующие имели общее представление о добре и зле, люди все равно думают, что они будут вести себя аморально, поскольку не верят во всевидящего и контролирующего Бога. Что удивительно, подобным предубеждениям подвержены не только религиозные жители США. Недавние исследования показали, что негативные стереотипы об атеистах как аморальных людях встречаются в 11 из 13 изученных стран — и порой это нелестное мнение разделяют сами же неверующие.

Целью Томаса Штоля было изучить, в какой степени атеисты согласны с различными общепринятыми ценностями, находят ли они их важными и насколько их моральные принципы соответствуют воззрениям верующих — или же отличаются от них. Ученый провел два опроса среди 429 атеистов и верующих США (христиан, мусульман и евреев) на платформе Amazon Mechanical Turk, а также два более крупных опроса с участием 4193 неверующих и теистов из Соединенных Штатов (преимущественно религиозной страны) и Швеции (преимущественно нерелигиозной страны). Среди прочего аморальность измеряли по Шкале макиавеллизма личности: участникам предлагали взвесить такие утверждения, как «Я готов быть неэтичным, если считаю, что это поможет мне добиться успеха», по пятибалльной шкале. Результаты опубликованы в журнале PLOS One.

Исследование показало, что верующие больше, нежели неверующие, склонны разделять моральные ценности, способствующие сплочению группы (проявление уважения к авторитету и так далее). В то же время атеисты с большей вероятностью будут судить о нравственности поступка исходя из его последствий. Однако, вне зависимости от того, верили опрошенные в Бога или нет, они в равной степени придерживались ценностей, связанных с защитой уязвимых или слабых людей, с борьбой против угнетения личности. Также у всех выявили склонность к эпистемической рациональности: то есть участники доверяли утверждениям, основанным на доказательствах, а не наоборот.

«Не исключено, что негативный стереотип об атеистах как аморальных людях отчасти объясняется тем фактом, что они менее склонны, чем религиозные, рассматривать уважение к авторитету, внутригрупповую лояльность и святость как имеющие отношение к нравственности. Они более склонны выносить моральные суждения о вреде на основе консеквенциализма в каждом конкретном случае», — отметил Штоль. Таким образом, добавляет ученый, у атеистов есть моральный компас, но откалиброван он несколько иначе, чем тот, который используют верующие. 

Комментарии

  • Сам факт того, что эта тупизна нуждается в каких-то исследованиях крайне печален.

    • Куда удивительнее то, что борцы с атеизмом до сих пор молчат.

  • Пха-ха-ха! А можно провести исследование насколько верующие следуют декларируемым убеждениям?

  • Практически вся история человечества это история войн, геноцида и преследований за убеждения. Все это делали верующие люди. Даже сейчас на одного атеиста приходится пять верующих. Скорее стоит проверить наличие "морального компаса" у людей религиозных.

    • щас статью пришьем за оскорбление чувств и порочащие высказывания о доблестной истории)))))))

  • По сути, речь идёт о том, что верующие отличаются от светских людей тем, что они нравственны из-за страха перед наказанием за проступки и рассчитывают на награду за социально одобряемое поведение.
    Светские люди тоже опасаются и надеются, просто они боятся не тех и надеются не на то.
    Что не отрицает возможности обладания убеждениями, не основанными на кнуте и прянике и у религиозных, и у светских.

  • {{{Исследования того, почему же люди проявляют такую антипатию к неверующим, начались относительно недавно: и, как показали результаты, в основе предубеждения лежит недоверие.}}}

    Удивительно, насколько идиотскими порой бывают как сами исследования, так и "выводы" из них. 🙂В основе всего этого "недоверия" лежит банальная ксенофобия (точнее, одна из её бесчисленных разновидностей), социально-психологический защитный механизм. Или, если проще, то печально знаменитое: "Кто не с нами, тот против нас" -- к слову, уходящее корнями ещё аж во тьму веков, к Евангелию (Мф.12:30, на всякий случай, дабы не обвинили в "клевете"))...

    В целом же -- да, это совершенно разная "калибровка моральных компасов". В случае с верующими это "калибровка" по уже готовым "настроечным таблицам", в случае с атеистами это "калибровка-перекалибровка" на основании имеющихся реальных фактических данных (даже если в чём-то они противоречат устаревшим "настроечным таблицам", что и вызывает настолько сильное непонимание у людей верующих).

    С уважением к обеим сторонам. Просто каждому своё...

    • Даже вординг шикарный: "люди" и "неверующие" противопоставляются в самом начале материала. Нэйкед Сайенс иногда дает угля, ничего не скажешь.

      • Командор Птааг предлагает везде писать Вселенные люди (cosmic people) чтобы точно никого не обидеть. Но вообще-то если читать внимательно в начале "люди" и "верующие" а "люди" и "неверующие" уже в середине. По мне так консенсус - всем сестрам по шишке.https://russian7.ru/post/komandor-ptaag-i-drugie-samye-stranny/