Измеряя активность медиальной части префронтальной коры участников эксперимента, ученые выяснили, что для одиночек почти не существовало разницы между настоящими друзьями и любимыми вымышленными героями.
Современный человек проводит значительную часть свободного времени за просмотром фильмов, сериалов, играми на компьютере или на приставках и, конечно, чтением художественной литературы. Особенно это свойственно тем, кто менее социален: как показали исследования, более сильное чувство одиночества связано с более глубоким погружением в медиа и цифровые технологии. Еще есть понятие «эскапизм» — так называют желание сбежать от действительности в вымышленный мир, который куда интереснее скучной реальности.
Словно близкие люди, придуманные персонажи могут влиять на поведение и самооценку, в какой-то мере даже формировать личность (если речь идет о ребенке). Одиночкам — в частности, подросткам, отвергнутым сверстниками — вымышленные герои способны заменить реальных друзей, обеспечивая чувство «принадлежности».
Тимоти В. Брум, сотрудник факультета психологии и наук о мозге Дартмутского колледжа ( Ганновер, Нью-Гэмпшир, США), и Дилан Вагнер с кафедры психологии Университета штата Огайо решили экспериментально проверить, как мозг человека воспринимает реальных друзей и вымышленных персонажей, есть ли различия в «нейронном отклике» и насколько они значительны. О результатах исследования ученые рассказали в статье для журнала Cerebral Cortex.
Участниками эксперимента стали 19 поклонников популярного сериала HBO «Игра престолов», основанного на цикле романов «Песнь льда и огня» американского писателя Джорджа Р. Р. Мартина. Данные собирали в 2017 году, когда вышел седьмой сезон. Испытуемые рассказали, какой персонаж сериала им больше всего нравится и наиболее близок по духу.
Мозг участников сканировали с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, параллельно им показывали ряд имен — их самих, одного из девяти реальных друзей и одного из девяти героев «Игры престолов». Каждое имя демонстрировали вместе с чертой характера: «грустный», «умный», «заслуживающий доверия», «вежливый» и так далее. Добровольцы должны были ответить на вопрос, подходит ли та или иная черта человеку, имя которого они видели.
В то же время исследователи измеряли активность медиальной части префронтальной коры (mPFC) — этот участок головного мозга показывает повышенную активность, когда люди думают о себе и других людях. В итоге ученые выяснили, что для неодиноких участников эксперимента друзья и вымышленные персонажи сильно различались, а в случае одиночек mPFC реагировала на героев сериала почти так же, как на живых приятелей.
«Применив как нейронное декодирование, так и анализ репрезентативного сходства, мы обнаружили доказательства категориальной границы между реальными и вымышленными людьми в медиальной части префронтальной коры. У более одиноких участников граница между этими категориями была размыта. Следовательно, такие люди могут обращаться к вымышленным персонажам, чтобы удовлетворить свои потребности в чувстве принадлежности», — объяснили ученые.
Впрочем, самые любимые персонажи «Игры престолов» повлияли даже на наименее одиноких людей: то, какой отклик они находили в mPFC испытуемых, было ближе к настоящим друзьям, нежели к другим действующим лицам сериала.