Российские ученые выяснили, что круг общения влияет на академические результаты студентов. Они оценили, как выбор друзей и помощников в учебе меняет успеваемость и поведение.
Специалисты уделяют много времени изучению факторов, от которых зависят успехи школьников и студентов. Они выяснили, какую роль играют наличие телефонов, обстановка в семье, хобби, распорядок дня и рацион. Однако социальные связи внутри учебных заведений до сих пор анализируют редко. Команда из ВШЭ провела исследование, по итогу которого выяснила, влияют ли личные контакты на успехи в учебе. Используя метод стохастического акторно-ориентированного моделирования, она проследила, как меняется успеваемость респондентов в зависимости от их круга общения. В работе учитывали академические результаты участников и их знакомых: с некоторыми они предпочитают проводить время, а к другим — обращаются за помощью.
В 2013-2014 годах группа наблюдала за 117 студентами. В общей сложности она изучила около 700 социальных связей. На основе полученных данных ученые построили две модели: первая показывает связь дружбы и успехов в учебе, вторая — влияние на них помощи и совместного выполнения заданий. Оказалось, типы социальных связей существенно различаются по функционалу и эффективности. Выводу опубликованы в журнале PLOS One.
Так, студенты, выбирая круг общения, не ориентируются на успеваемость, но со временем их результаты становятся такими же, как у друзей. Первокурсники, которые сразу начали общаться с отличниками, по итогам сессии получали хорошие оценки, а друзья двоечников учились плохо. В то же время помощь с учебой, которую оказывали лучшие студенты, никак не повысила продуктивность и успеваемость, хотя традиционно считается, что именно она влияет на успехи в учебе, рассказывает София Докука, один из авторов статьи и научный сотрудник Института образования ВШЭ.
Авторы доказывают, что социальная интеграция связана с лучшей успеваемостью студентов, и заявляют: обеспечивать тесные неформальные контакты среди сверстников и мотивировать студентов на создание неформальных групп с более успешными особенно важно. Сделать это можно с помощью групповых заданий, состав групп для которых будут определять преподаватели, и создания дополнительных пространств для учебы и отдыха внутри университета. «Сочетание этих действий поможет студентам построить и поддерживать контакты, которые серьезно влияют на академическую успеваемость и поведение», — считают ученые.
Они отмечают, что у их работы было несколько ограничений. Во-первых, для исследования отобрали только первокурсников, у которых скорость формирования социальных связей крайне высокая. Во-вторых, авторы рассматривали всего два типа взаимоотношений, хотя их внутри университета гораздо больше: сотрудничество, вражда и романтические отношения, а также онлайн-взаимодействие. К сожалению, данные о них сложно собрать, но ученые уверены, что смогут преодолеть это в будущих исследованиях.