Психология

«А вот мы в ваши годы»: бумер, зумер и миллениал

В 1991 году вышла книга двух американских авторов – писателя и историка Уильяма Штрауса и просто писателя Нила Хау. Она называлась «Поколения» (Generations) и рассказывала о том, что каждое поколение жителей США имеет определенные, общие для всех черты. Книгу критиковали, но она стала частью социологической науки во всем мире и положила начало теории поколений. Рассказываем, что это такое и к какому поколению себя отнести.

Исторический контекст

От него, по мнению Уильяма Штрауса и Нила Хау, зависит то, какими чертами будет обладать то или иное поколение. Это значит, что общие черты людей, родившихся в определенном временном промежутке, насыщенном некими историческими событиями, детерминированы этими событиями. Проще говоря, люди, родившиеся в ту или иную эпоху, будут нести в себе ее черты. И не только черты: одно поколение, согласно теории Штрауса – Хау, объединяют схожие убеждения и модели поведения. Зная о жизненном опыте, который эти люди разделяют со своими ровесниками, они сами будут чувствовать принадлежность к этим обществам. По таким критериям авторы и отделяют одно поколение от другого. 

Но исследователи не только разграничили поколения, но и выявили закономерность в их смене. Проанализировав настроения в обществе и исторические события с 1584 года, они предположили, что эта смена происходит циклично, то есть характерные черты определенного поколения обязательно повторятся через некий промежуток времени. Штраус и Хау назвали эту модель превращениями (или периодами) и выявили четыре ступени цикла социальных и настроенческих эр, то есть превращений. 

Пророки и странники

Каждый период длится около 20-22 лет, то есть одно поколение. Полный цикл завершается за 80-90 лет – авторы назвали его saeculum, что в переводе с латыни означает «естественный век», и выделили в нем четыре периода-превращения. 

Первый – подъем – это период после некоего кризиса, когда сильны социальные институты, а вот индивидуализм слаб, то есть люди склонны поступать в соответствии с требованиями общества, не опираясь на личные нужды. Поколение, родившееся в этот период, уверено, что всего можно добиться сообща, те же, кто так не считает, зачастую страдают от того, что не следуют «общим» правилам. Именно такая картина в социуме, по мнению авторов, наблюдалась в США после Второй мировой войны, а конец ей положило убийство Джона Кеннеди в 1963 году. Архетип этого поколения Штраус и Хау назвали Пророком. Он рождается после кризиса, во время оживления общества. По сравнению с родителями такие дети зачастую избалованы, а в середине жизни обращают много внимания на мораль и принципы. Представителей этого типа поколения в XX веке называют бумерами (от слова «бэби-бум» – массового повышения рождаемости, которое наблюдалось в Штатах после Второй мировой). 

©Naked Science

Второй период – пробуждение. Людям начинают надоедать опостылевшие нормы «коллективного счастья», в массах зреет бунт. Социальные институты подвергаются нападкам, во главу угла постепенно встает личное, а не общественное. Людей внезапно начинает утомлять дисциплина, они хотят вернуть себе право на собственное мнение и индивидуализм. Молодежь смотрит на предыдущее поколение как на период застоя, культурной и духовной бедности. Архетип, который соответствует этому поколению, называют Странником. Его представители рождаются во время расцвета социальных идеалов и духовных исканий. Из-за пережитого ранее кризиса такие дети часто незащищены и во взрослом возрасте становятся прагматиками. Представителей этого периода в прошлом веке именуют поколением Х. 

Третий период называется Спадом. И здесь то, что намечалось во втором периоде, расцветает пышным цветом: социальные институты окончательно преданы забвению, индивидуализм поставлен во главу угла. Это уже не бунт, а торжество личного против общественного. Люди хотят наслаждаться жизнью. Спад – период индивидуального прагматизма и уверенности в своих силах, время защищенности. В результате на свет появляется архетип Героев – энергичных и уверенных в себе. Представителей такого поколения в прошлом веке авторы окрестили миллениалами. 

И, наконец, последний период – Кризис. Общество вновь ощущает какую-то напряженность, люди хотят воссоединения: они чувствуют, что это необходимо для выживания нации. Культура меняет вектор в сторону нужд социума, люди постепенно начинают осознавать себя как членов большой группы. Архетип этого поколения – Художник. Его представителей в реалиях сегодняшнего дня называют зумерами. 

©Wikipedia

Многие встретили теорию поколений с восторгом, называя ее «дерзким и оригинальным утверждением», другие по сей день критикуют за отсутствие эмпирических данных (которые сложно получить, потому что придется проанализировать гигантское число людей) и то, что авторы не учитывают индивидуальную историю каждого человека, проявляя склонность к излишнему обобщению. По словам же авторов теории, они никогда и не претендовали на монохромность поколений и хотели лишь подчеркнуть возможность говорить о поколениях в том же контексте обобщенности (а, вероятно, и в большем), что и о расе, политических или религиозных воззрениях. 

Бумеры

Конкретные временные интервалы, которые разграничивали бы поколения, размыты и не определены. Сами авторы теории – Уильям Штраус и Нил Хау – считали, что бумерами можно назвать тех, кто родился в промежуток с 1943 по 1960 год. Но сегодня для них более популярна датировка 1946-1964 годов, которую определили исследовательский центр Pew и словарь Merriam-Webster. 

Как правило, такие люди черпают ежедневную информацию не из интернета, а c помощью телевидения, радио и газет. При этом известно, что около 80 процентов бумеров тем не менее пользуются Всемирной паутиной и даже имеют аккаунты в соцсетях. Бумеров также можно назвать трудоголиками: они работают сверхурочно и редко берут отпуск, жертвуя личной жизнью во имя работы.

Неудивительно, что среди них наблюдается бо́льший процент разводов, чем у представителей других поколений. Притом что такие люди, как правило, придерживаются консервативных взглядов. Дети и внуки называют их ворчливыми и не способными пользоваться новыми технологиями. Считается, что на характер бумеров повлияли послевоенный оптимизм, холодная война, Война во Вьетнаме, сексуальная революция и движение хиппи – во всяком случае, если говорить о США и развитых странах. Многие из этих черт, впрочем, можно заметить и в поколении, которое родилось в эти годы в СССР, ведь оно тоже было послевоенным. На них, помимо всего прочего, сказались хрущевская оттепель и покорение космоса. 

Поколение X

Его еще называют «поколением сэндвичей», поскольку его представители попали в условия, когда вынуждены были заботиться и о своих детях, и о пожилых родителях. Дело в том, что они появились на свет в период снижения рождаемости, поэтому зачастую это единственные дети в семье и на них лежит груз ответственности за престарелых родителей. Нередко «сэндвичи» также поздние дети или, наоборот, самые младшие, на которых их стареющие родственники возлагают всю надежду. При этом о «сэндвичах» пишут меньше всего: они даже не получили конкретного названия, поэтому их называют поколением Х – или потерянным, забытым поколением. Согласно Штраусу и Хау, эти люди родились между 1961 и 1981 годами, а вот по данным словаря Merriam-Webster и Оксфордского словаря, поколение Х относится к 1960-1970-м.

©Naked Science

Исследовательский центр Pew определяет этот период с 1965 по 1980 год. В российской градации их также называют «поколением лишних людей» или «поколением застоя», определяя годы их рождения с 1967-го по 1973-й – эпоха «брежневского застоя». 

Если говорить о развитых странах, то в это время там как раз проходила компьютерная революция, поэтому «сэндвичи» считаются технологически подкованными. В качестве средства получения информации предпочитают интернет и социальные сети, хотя в то же время смотрят телевизор и слушают радио. А еще их называют «поколением MTV», поскольку именно в период их молодости зародились модные музыкальные течения: панк-рок и гранж, также пережил свой расцвет хип-хоп. 

На это время приходится понижение заработка, поэтому такие люди позже заводили семью и детей, по сравнению с бумерами. «Сэндвичи» придерживаются демократических взглядов, хотя и более умеренных, чем последующие поколения. Считается, что они в молодости любили бить баклуши и отличались цинизмом. Помимо прочего, на них повлияли такие события, как развал СССР, перестройка, война в Афганистане, а в странах Запада – падение Берлинской стены. 

Поколение Y

Или миллениалы – от слова «миллениум», то есть тысячелетие: 2000 год представители этого поколения встретили в детстве или подростковом возрасте. Миллениалы – активные пользователи компьютерных и мобильных технологий, ведь они выросли в эпоху компьютеризации и развития интернета. Основной источник информации для них – Сеть. А еще взросление миллениалов пришлось на события 11 сентября и экономический кризис 2008 года, когда начались массовая безработица и падение уровня доходов. Те же, кто в этот период только получил образование, долго не могли найти первую работу, из-за чего дольше жили с родителями. Поэтому последние зачастую считают это поколение ленивым, эгоистичным, излишне чувствительным и избалованным, не учитывая, что на его долю выпали экономические трудности. 

Отсутствие стабильной работы и нормального заработка повлияло и на то, что миллениалы реже заводят семью и детей по сравнению с предыдущими поколениями. Зачастую поколение Y придерживается либеральных взглядов, если же говорить о Европе – оно поддерживает однополые браки и легализацию наркотических веществ. 

Штраус и Хау считают годы рождения миллениалов с 1982-го по 2004-й. Словарь Merriam-Webster определяет их в границах с 1980-го до середины 1990-х, Оксфордский словарь – с 1980-х до 1990-х. А по данным центра Pew, поколение Y родилось в период с 1981 по 1996 год. 

Поколение Z

Оно же последнее в классификации на сегодня и самое «продвинутое» в плане компьютерных технологий. Для получения информации поколение Z, или зумеры, использует в основном интернет и социальные сети, почти никогда не смотрит телевизор и уж тем более не слушает радио. Смартфонами, планшетами и компьютерами его представители пользуются с детства. Неудивительно, что все прочие поколения озабочены их «зависимостью» от гаджетов. Эти люди не очень любят гулять и общаться вживую, поэтому Штраус и Хау прозвали их хоумлендерами – или попросту домоседами. 

В российской социологической концепции выделяют также поколения, рожденные до бумеров. Первое называют «величайшим поколением». Эти люди появились на свет в период Спада, во время Первой мировой вой­ны, революций 1905-го и 1917-го, в период массовой электрификации и создания СССР: с 1904 по 1923 год. Это поколение отличается трудолюбием, ответственностью, крепкой верой в светлое будущее, доминированием семейных ценностей и категоричностью суждений. А вот следующее поколение, которое называют Молчаливым, появилось в период Кризиса – между 1924 и 1943 годами. Это время сталинских репрессий, Второй мировой войны, восстановления после нее и открытия антибиотиков. Представителей «молчаливого поколения» отличают соблюдение законов и правил. Они уважают должность, статус и честь, терпеливы и преданны.

Возможно, поэтому они реже употребляют алкоголь и наркотики по сравнению со старшими поколениями. При этом социологи отмечают, что зумеры чаще и сильнее страдают от депрессии и стресса. Зато они более самостоятельны в сравнении со своими родителями, поскольку нередко начинают зарабатывать уже в подростковом возрасте – через соцсети. А из-за того, что они рано узнают «цену» деньгам, то и относятся к ним более осознанно, чем их предки, и меньше тратят. Взгляды зумеров по преимуществу либеральные: они поддерживают однополые браки, выступают за гендерное равенство, озабочены проблемой глобального потепления и другими экологическими вопросами. Этих людей считают чувствительными, хотя они любят иронично пошутить о самоубийстве и не верят в светлое будущее. Помимо массового появления гаджетов, на них повлияли финансовые проблемы родителей и борьба с мировым терроризмом. 

Согласно Штраусу и Хау, период рождения зумеров начинается с 2000 года, по данным словаря Merriam-Webster – с конца 1990-х до начала 2000-х. Исследовательский центр Pew определяет этот период с 1997 по 2012 год, российские социологи – с 2001-го, а Оксфордский словарь просто пишет о них как о людях, которые повзрослеют ко второй декаде XXI столетия. 

Кто на новенького?

Пока не ясно. Ведь исторический и социальный контексты, в которых вырастет это поколение, – сегодняшний день. Однако австралийский социальный исследователь и автор многих бестселлеров по социологии Марк МакКриндл предлагает назвать людей, родившихся после 2010 года, «поколением альфа». Ведь, как отмечает ученый, когда в латинском алфавите заканчиваются буквы, «отсчет» зачастую продолжают с греческого. Социолог полагает, что «альфы» станут самым богатым, технологически подкованным и образованным поколением в истории – ведь они растут в условиях компьютеризации, а современные родители вкладывают в них много ресурсов: и денежных, и психологических. 

МакКриндл называет их еще «поколением стекла» – из-за того, что его представители будут общаться с внешним миром в основном через экраны гаджетов и компьютеров. По мнению ученого, «альфы» будут дольше учиться (чтобы получить более качественное образование), а значит, начнут зарабатывать позже своих родителей, поэтому предполагается, что они будут долго жить с ними – вероятно, вплоть до 30 лет. 

Комментарии

  • И эти люди ругают гороскопы)) Общие фразы из описания поколений здорово напоминают рекомендации "львам" и "девам" словно теми же людьми написаны.

  • Спасибо за статью. Было интересно почитать в плане ключевых технологий и событий, которые влияли на общество. Только забыли про технологии децентрализации для Y/Z и «альфы»)

  • Начало навязчиво напоминает о марксовском "бытие определяет сознание". А далее идёт концентрация на цикличности. При этом цикличность более-менее устаканивается только для англо-саксонско-американского общества. Если же смотреть на вопрос шире, учитывая все человечество, то даже в разрезе социумов цикличность будет крайне условной. И свойства социумов можно будет попытаться вписать в заданную рамку, но невозможно будет предсказать. Что лишает данную теорию научности.

  • А по некоторым источникам поколение Z идёт уже с 1995 года рождения, этот факт тоже не стоит упускать из внимания)