Большая часть методов поиска внеземных цивилизаций строится вокруг обнаружения специфического электромагнитного излучения. Ищут характерные изменения в светимости звезд, либо их особый спектр, либо самое простое — радиоволны, отличающиеся от естественных источников. Американские физики предложили расширить спектр используемых инструментов за счет детекторов гравитационных волн.
Пресловутый парадокс Ферми беспокоит не только уфологов с футурологами, но и полноценных ученых. Слишком много признаков того, что жизнь во вселенной не может быть уникальным земным явлением. При этом до сих пор человечество не встретило ни одного свидетельства других разумных цивилизаций. Одна из гипотез — наши инструменты недостаточно хороши или неправильно настроены для их поиска, следовательно, необходимо придумывать новые методы.
Или новые способы использования инструментов, уже имеющихся в арсенале астрофизиков. Например — гравитационно-волновых обсерваторий. Логика следующая: если высокоразвитая цивилизация захочет путешествовать на масштабах галактики, она рано или поздно построит гигантский или быстрый корабль. Возможно, и огромный и быстрый одновременно. А где большая масса, либо ускорения до скоростей в единицы или даже десятки процентов от скорости света, там возникают колебания пространства-времени. Которые мы и называем гравитационными волнами.
Огромный плюс гравитационно-волновых детекторов в качестве инструментов поиска внеземных цивилизаций — их поле обзора. В отличие от оптических или радиотелескопов, которые имеют крайне узкое «поле зрения», детекторы гравитационных волн «смотрят» на все небо сразу.
Несколько физиков из ведущих американских университетов и научных организаций рассмотрели подобную идею в деталях. С их подробными выкладками можно ознакомиться на портале предварительных публикаций (препринтов) arXiv. Если в общих чертах, то, конечно, выглядит, как фантастика, но вполне реалистичная и законов природы не нарушающая.
Расчеты в этой работе показывают, что наиболее чувствительные из существующих детекторов гравитационных волн — наземные интерферометры LIGO, VIRGO и KAGRA, — позволяют зафиксировать корабли инопланетян в радиусе до ста килопарсек от Земли (326 156 световых лет). То есть, далеко за пределами Млечного Пути, диаметр которого всего 105,7 тысячи световых лет. Правда, корабли инопланетян должны иметь массу порядка десяти Юпитеров и ускоряться до 10% от скорости света.
Минимальный порог обнаружения с имеющимися инструментами — объект массой примерно в Меркурий, разгоняющийся до сопоставимой скорости. Правда, засечь его получится уже в радиусе «всего лишь» 32 световых лет — в окрестностях ближайших к Солнцу звезд.
Колоссальная масса быстро ускоряющихся кораблей (RAMAcraft) — не фантастическое допущение. Даже для путешествий между соседними звездами за разумные сроки требуются огромные количества рабочего тела. Законы Ньютона никто не отменял. А если речь идет о цивилизациях, способных колонизировать значительную часть галактики, то им, скорее всего, понадобятся корабли, перевозящие целые популяции в пределах срока жизни считанных поколений.
Альтернативные способы передвижения вроде «варп-технологий» и Пузыря Алькубьерре ситуацию упрощают. Масса построенных на их основе кораблей тоже будет огромной — единицы или десятки юпитерианских, но скорость движения выше. Кроме того, сам принцип их работы подразумевает искривление пространства-времени, а значит и создание гравитационных волн. Такие объекты должны быть обнаружимы на еще больших дистанциях.
Вдобавок, в ближайшие годы начнется создание еще более чувствительных гравитационно-волновых обсерваторий — космических Big Bang Observer и DECIGO. С их помощью эффективность поиска возрастет на порядок.
Правда, есть проблема: необходимо знать, что искать. Вполне вероятно, следы летающих по Млечному Пути кораблей инопланетян человеческие инструменты уже фиксировали, просто мы не отличили их от естественных источников. Методам анализа данных посвящен целый раздел описываемой научной работы. Вполне возможно, что в обозримом будущем у исследователей, занимающихся поиском внеземных цивилизаций, появятся невероятные объемы данных для изучения. Если научное сообщество, конечно, согласится с предложенными тезисами. Со стороны они выглядят более чем разумными.
Комментарии
Это конечно интересно и все такое, но корабль массой с Юпитер будет иметь собственную гравитацию как у Юпитера. Кто сможет на этом корабле летать, если мы исходим из того, что условия для развития разумной жизни могут существовать на планетах земного типа?
Это у него стартовая масса будет такой, соответственно, обитаемые капсулы (будь они даже размером с Ганимед или Европу) и будут ускоряться за счет силы притяжения к нему. Чтобы набрать скорость, сравнимую со световой, ему потребуется ускоряться несколько лет, на протяжении которых его масса уменьшится в десятки раз, даже если он практически весь будет состоять из термоядерного топлива типа того, что сожгли недавно в Ливерморе. Соответственно, орбиты и массы его обитаемых "отсеков-спутников" будут корректироваться в сторону уменьшения.
Потом он несколько лет будет лететь по инерции, а затем начнет тормозиться. Перед началом торможения (из-за дальнейшего существенного уменьшения массы разгонно-тормозного блока во время этого процесса) обитаемые отсеки придется прикрепить к нему некими "якорными" устройствами или каким-то образом "посадить" на корабль-матку, чтобы использовать сохранившееся в них топливо для торможения.
К конечной цели в итоге прилетит масса не более 0,1 % от стартовой. Для обратного пути потребуется дозаправка корабля из местных ресурсов, что для аборигенов будет чревато тяжелыми последствиями... Впрочем, колонизация обернется не меньшими бедами.
Погодите-ка... Вы серьезно считаете, что корабль массой с Юпитер будет просто цистерной с топливом? Вы на самом деле так думаете или это юмор такой специфический?
Вы знаете, что происходит в ядре Юпитера (по современным научным данным)? Какие там давление, температура? Какие процессы происходят внутри?
Температура 21 000 К, давление 4000 ГПа. Нет времени объяснять, но это, мягко говоря, не те условия, в которых можно рассчитывать на сохранность чего бы то ни было.
Большие корабли должны работать на других, не известных нам, физических принципах. Ну и уж конечно, они не должны иметь массу планеты.
Потому как если цивилизация будет иметь технологии, способные разогнать хотя бы до третьей космической какую-нибудь планету - она точно сможет гораздо быстрее и проще разогнать до скорости, необходимой для межзвездных путешествий, космический корабль весом в несколько миллионов тонн.
Подходящие условия для существования жидкого металлического водорода...
Что касается всего остального, то не я придумал эти граничные условия, а авторы этой идеи.
Как она будет осуществляться в реальности, понятия не имею!
Я лишь пытался прояснить вопрос о том, как такую массу можно использовать в качестве космического корабля без вреда для существа, выросшего в условиях земной гравитации...
Полагаю, что моя идея размещение людей на его спутниках, увлекаемых силой тяготения за таким "разгонным блоком", и постепенная трансформация такой "конструкции" ни физически, ни логически не противоречива...
А вот это с помощью реактивных двигателей неосуществимо, так как потребует создания РД со скоростью истечения рабочего тела (навскидку) в тысячи км/сек....
Что касается реальной осуществимости межзвездных перелетов, то придется ждать открытия иных физических принципов передвижения, которые никакими современными нам наблюдательными устройствами засечь будет невозможно.
Авторы идеи, скорее всего, просто ищут способы пустить пыль в глаза и выбить себе еще немного финансирования. Это же так круто - с помощью этой вот непонятной хреновины, которая регистрирует непонятно что, можно найти космический корабль пришельцев! Наконец-то эти очкарики занялись нормальными делами, это можно и профинансировать - ведь потом скажут, что благодаря нашим инвестициям открыты внеземные цивилизации!
Ну а то, сколько энергии нужно хотя бы для того, чтобы незначительно изменить орбиту планеты - это все мелочи.
Наверное, эти же "гении" выдвинули идею о том, что продвинутые цивилизации могут путешествовать по галактике, придавая ускорение своей родительской звезде (чем-то напоминает Вашу идею с капсулами, не находите?).
И да - реактивный двигатель для межзвездных путешествий полностью непригоден. Тут нужны иные технологии, которые человечеством пока не освоены.
Среди перспективных кандидатов - энергия вакуума или хотя бы полноценное использование электромагнетизма. А то такое впечатление, что сейчас мы используем электричество подобно тому, как дикарь использует ружье в качестве дубинки.
Люди творческого склада нуждаются в некотором финансировании... Особенно, занимающиеся столь отвлеченными от практики науками.
Совершенно с вами согласен. Обнаружено даже несколько кандидатов, имеющих необычно высокие скорости передвижения по небосклону...
Возмущения пространство-временного континуума создают массы и ускорения. Любые скорости сколь угодно больших масс (в пределах разумного) сами по себе вообще ни на что не влияют...
Так что это проект из разряда: "Подайте бедному человеку,.. а не то у него денег на игрушки не хватает".
Так я про массы и ускорения и написал, шо не так?
Ускорения даже в единицы g даже масс, сопоставимых с Юпитером, способны вызвать гравитационных волн, которые можно было бы выявить лишь инструментом на порядки большим и более чувствительным, чем тот, чьи элементы будут расположены на земной солнечной орбите в точках Лагранжа (это не говоря уж о практической нереальности их точной настройки). А про принципиальную невозможность обнаружения тел, движущихся по инерции, я упомянул лишь для того, чтобы было понятно, насколько мала вероятность заметить их за время разгона, которое будет гораздо меньше, чем время всего межзвездного путешествия "реактивным" способом.
Ну, то есть, к расчетам из описываемой работы есть претензии, я правильно понимаю? А то там формулы всякие, моделирование, оценки, анализ... Видимо, все зря.
"— К пуговицам претензии есть?
— Нет! Пришиты насмерть, не оторвёшь!"
Своеволие мыслеобразия ентой нечисти!