Запреты: Сибирь

Табу – один из корней древа всех мировых религий. Этой статьей мы открываем цикл материалов, посвященных современным табу, укладу жизни и религиозным верованиям существующих ныне, так называемых, традиционных обществ. Сегодня речь пойдет о народах Сибири: бурятах, эвенках и хакасах.

Табу и связанный с ними институт тотема – это не только основа современных мировых религий, но и культуры в целом. Табу – это взгляд в прошлое, наблюдая его сегодня у малых народов, индейских, африканских племен или аборигенов Австралии, можно попытаться понять процесс становления культуры и религии наших предков. Потому что в основе своей система тотемизма и табу – примерно одинакова для всех народов мира.

 

Тотемизм – это некогда характерная для всех народов религиозно-социальная система. В ее основе лежит культ поклонения тотему (чаще – животному, реже – явлениям природы), который считается прародителем того или иного племени, рода, семьи и т.д. В тотемизме заключены все главнейшие элементы дальнейших стадий религиозного развития: родство божества с человеком (бог в современных религиях – это тоже отец, «прародитель» своих последователей); табу – то есть запреты, связанные и не связанные с тотемом (запретные и разрешенные для употребления в пищу животные в современных религиях приобрели вид чистых и нечистых животных); ритуальное жертвоприношение обожествленного животного и обязательное вкушение его тела (вкушение тела божества и испития его крови в современных религиях); институт морали, нравственности, культуры и пр. Более подробно о тотемизме и его связи с современными религиями и культурой читайте в журнале

Верховая езда на оленях. Эвенки. Енисейская губ., Туруханский край. Начало XX в.

©Российский Этнографический музей

 

Никакой особой разницы между местным русским населением и эвенками в плане мировоззрения я не заметил, хотя литература часто все же описывает образ эвенка как более традиционный, а местное русское население – как более современное. Но, на мой взгляд, и те, и другие одинаково склонны к магическому мышлению (мышление, характерное для примитивных ступеней развития человека и общества, вера во всемогущество мыслей – NS).

 

В Сибири существует некий религиозный синкретизм. Связано это с политикой государства во времена СССР. Боролись с христианством, а в итоге у людей сохранилось язычество, вера в знахарей, что является влиянием русской традиции. И вновь мы можем наблюдать смешение культур – то же самое русское население верит в силу шаманов. Правда, сейчас шаманов на Северном Байкале, там, где я работал, нет, но сохраняется вера в определенные места, в вещи шаманов, которые нельзя трогать.

 

Группа женщин в национальных костюмах. Эвены. Дальневосточный край, Охотский округ. Начало XX в.  

©Российский Этнографический музей

 

Несмотря на все это, современные эвенки точно так же пользуются сотовыми телефонами, читают книги, газеты, смотрят телевизор, ездят на машинах и вообще делают все то, что делаем и мы.

 


Эвенки

По данным переписи 2002 года всего в мире насчитывается около 80 тыс. эвенков. Примерно 38 тыс. из них проживают в России, чуть более 39 тыс. – в Китае. Считается, что этот этнос сложился на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья.


 

Ведущий научный сотрудник отдела этнографии Сибири музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Лариса Павлинская:

 

– В традиционном обществе табу охватывает всю жизнь человека. Оно отражает представление человека о мире, о глобальных вещах, это не просто какой-то запрет. Все религии и все верования на самом деле очень логичны, если ты понимаешь их внутренние взаимосвязи. В традиционном обществе человек подобен микрокосму. Особенно четко это проявляется, например, в шаманских костюмах, где отражены три сферы Вселенной: низший мир, средний и высший мир.

 

У бурятов очень сильны табу различий по половому признаку. Например, есть культ гор. Гора представляет собой Вселенную. На ее вершине живут верхние божества. Ниже – средний мир. У подножья располагается нижний мир. На самые высокие и священные горы запрещено подниматься женщинам. Они могут находиться только внизу, у подножья горы. Потому что женское начало олицетворяется с Землей, а мужское – с небом. Причем, такую тенденцию мы можем проследить практически во всех верованиях, в том числе и сегодня. С другой стороны есть места, где могут появляться только женщины, поскольку считается, что там живут существа, которые покровительствуют, например, продолжению рода. Поэтому туда запрещено ходить мужчинам. Есть, конечно, пространство и для общего поклонения – это места, где живут духи местности (средний мир).

 

Семья в традиционных костюмах. Буряты. Баргузинское ведомство. Начало XX в.

©Российский Этнографический музей

 

Аналогичную систему запретов мы можем наблюдать и в питании – то же разделение на верхний и нижний мир, такая же дифференциация на мужское и женское. Поэтому голова животного – это всегда пища мужчин. Верхняя часть туловища, как правило, тоже принадлежит мужчинам. Нижняя часть – женщинам. Но, при этом, яички баранов женщинам опять же есть нельзя – это символ мужского плодородия.

 

Если говорить о шаманизме, то предметы, принадлежащие шаману, трогать вообще никому нельзя. Но особенно женщинам. Женщинам запрещено также переходить через вещи, принадлежащие мужчинам. Потому что низ женщины, особенно в связи с менструальным очищением, считается особенно грязным. С этими днями, кстати, связано огромное количество табу. Повторюсь: в традиционном обществе человек своим физическим обликом дублирует Вселенную, поэтому голова связана с сакральным, а низ – с грязью. И когда у женщины наступает менструация, считается, что у нее открывается нижний мир. У кочевников женщина в критические дни не имеет права прикасаться и к молочным продуктам, потому что белый цвет ассоциируется с чистотой.

 

Конечно, все это не следует понимать буквально, и табу, и связанные с ними обряды выражаются не напрямую, а через символику, которая, однако, очень тонко чувствуется народом.

 


Буряты

По данным переписи 2010 года общемировая численность бурятов насчитывает 620 тыс. человек. Из них более 400 тыс. проживают в России. Современные буряты сформировались из различных монголоязычных этнических групп на территории Прибайкалья и Забайкалья.


 

Младший научный сотрудник отдела этнографии Сибири музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Игорь Грачев рассказал нам о хакасах: 

 

– Не думаю, что в современном обществе хакасов существуют серьезные соблюдения табу. Но раньше такие табу, разумеется, имели гораздо большее влияние, чем теперь. Строго соблюдались, например, пищевые запреты. Люди, проживавшие в степи, считали рыбу «водяным червем», презирали и не ели ее. Точно так же, как и у других народностей существовали гендерные ограничения, в системе традиционного мировоззрения все было поделено на женское и мужское. Одно из обязательных запретов – табу умерших. Во время траура на женщину, как и на мужчину, накладывались определенные ограничения. С ними старались не общаться, не приглашали в гости. На время траура на них действовали и пищевые табу. На самом деле, табу не так уж и разнообразны – они обусловлены условиями проживания и социальными нормами, которые действовали в среде тех или иных народностей.

 

Невеста и сваха в свадебных костюмах на лошадях в традиционном убранстве. Хакасы. Енисейская губ., Минусинский окр. Начало XX в.  

©Российский Этнографический музей

 

 

В следующей статье вы узнаете о табу, традициях и укладе современных бушменов – южно-африканской народности, считающейся на сегодняшний день самой «сапиентной» (имеющей гены только Homo sapience, и никаких других: неандертальских, денисовских и пр.) в мире. 

 


 

Редакция благодарит Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) за содействие в написании материала.

 

Комментарии

  • Встречал это самое магическое мышление у жителей мегаполисов: непробиваемая вера в извлечение с помощью "съесть таракана", блюдечко молока домовому, ну и неоднократно лично наблюдаемое и моё любимое - увидев черную кошку повернуть назад. 21й век на дворе, а мы не меняемся