Табу – один из корней древа всех мировых религий. Этой статьей мы открываем цикл материалов, посвященных современным табу, укладу жизни и религиозным верованиям существующих ныне, так называемых, традиционных обществ. Сегодня речь пойдет о народах Сибири: бурятах, эвенках и хакасах.
Табу и связанный с ними институт тотема – это не только основа современных мировых религий, но и культуры в целом. Табу – это взгляд в прошлое, наблюдая его сегодня у малых народов, индейских, африканских племен или аборигенов Австралии, можно попытаться понять процесс становления культуры и религии наших предков. Потому что в основе своей система тотемизма и табу – примерно одинакова для всех народов мира.
Тотемизм – это некогда характерная для всех народов религиозно-социальная система. В ее основе лежит культ поклонения тотему (чаще – животному, реже – явлениям природы), который считается прародителем того или иного племени, рода, семьи и т.д. В тотемизме заключены все главнейшие элементы дальнейших стадий религиозного развития: родство божества с человеком (бог в современных религиях – это тоже отец, «прародитель» своих последователей); табу – то есть запреты, связанные и не связанные с тотемом (запретные и разрешенные для употребления в пищу животные в современных религиях приобрели вид чистых и нечистых животных); ритуальное жертвоприношение обожествленного животного и обязательное вкушение его тела (вкушение тела божества и испития его крови в современных религиях); институт морали, нравственности, культуры и пр. Более подробно о тотемизме и его связи с современными религиями и культурой читайте в журнале Naked Science (апрель, 2013 г., статья «Зачем нам Бог?»).
В настоящее время тотемизм является единственной формой религии на территории всей Австралии. Преобладает он и в Северной Америке, широко распространен в Южной Америке, Африке, среди неарийских народностей Индии.
В мире существует невероятное разнообразие и самих табу, и их более поздних модификаций. Но все они, так или иначе, изначально делятся на такие категории: табу тотема, табу по половому признаку, пищевые табу, табу мертвецов, властителей, табу обращений с врагами и т.д.
Более поздние модификации древних табу в нашем цивилизованном обществе можно встретить сегодня повсеместно. Но сегодня мы расскажем именно об архаичных запретах, тех, что еще сохранились у современных народов. Начнем с Сибири.
Старший научный сотрудник отдела этнографии Сибири музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Владимир Давыдов занимается эвенками:
– В Южной Якутии есть группа эвенков из Тянского наслега Олекминского района, которая до сих пор сохраняет традицию тотема волка. Сегодня в этом районе появилось очень много волков, но местные жители их не трогают. Для них – это тотемное животное, которое убивать нельзя. И, соответственно, есть легенды, что род этой группы эвенков произошел от волка или собаки.
У некоторых других групп сохраняется культ медведя. Эвенки называют его амиканом или амака, что значит «дедушка», и почитают его. Поэтому существуют и определенные охотничьи ритуалы. Например, в Якутии мне рассказывали: если местные эвенки убивают медведя, то стараются отвести от себя вину, поэтому приговаривают: «Это не мы убили – это русские». И еще иногда вырезают на дереве лицо. Тогда говорят: «Это не я убил – это вот этот человек, который изображен на дереве».
Семья шамана. Эвенки. Енисейская губ., Туруханский край. Начало XX в.
©Российский Этнографический музей
Другие эвенки почитают белого оленя, который называется багдарин. Он охраняет стадо. Однако совершения акта жертвоприношения этого оленя (то, что характерно для более архаичной системы тотемизма – NS) среди этих групп эвенков я не встречал, хотя у других народов Сибири жертвоприношение сохраняется – наиболее характерно оно для Ямала, для ненцев. Некоторые народы, например, приносят в жертву собак.
А вообще, многие табу могут повторяться, быть схожими у совершенно дальних групп. Например, тот же культ медведя. Поэтому когда мы изучаем табу – зачастую очень сложно отделить традиции одного народа от другого. Кстати, русское население Сибири точно так же соблюдает эти местные эвенкийские табу, и наоборот. Например, когда едят медведя – приговаривают: «кук». Что это означает – неизвестно. Существует много разных версий, но, скорее всего, кук – это «ворон», хотя есть и другие объяснения. Сами жители ответа не знают, поясняя лишь, что так говорили их деды, поэтому так говорят и они.
Пищевых запретов тоже коснулась трансформация. Например, раньше эвенки не ели ни свинину, ни курицу. Считалось, что это плохая птица – по земле ходит. А сейчас это нормально – оленеводы берут с собой курицу в дорогу. А вот яйца уже не берут – плохая примета: сломается машина и т.д. Раньше эвенки не ели хлеб, а сейчас едят.
Верховая езда на оленях. Эвенки. Енисейская губ., Туруханский край. Начало XX в.
©Российский Этнографический музей
Никакой особой разницы между местным русским населением и эвенками в плане мировоззрения я не заметил, хотя литература часто все же описывает образ эвенка как более традиционный, а местное русское население – как более современное. Но, на мой взгляд, и те, и другие одинаково склонны к магическому мышлению (мышление, характерное для примитивных ступеней развития человека и общества, вера во всемогущество мыслей – NS).
В Сибири существует некий религиозный синкретизм. Связано это с политикой государства во времена СССР. Боролись с христианством, а в итоге у людей сохранилось язычество, вера в знахарей, что является влиянием русской традиции. И вновь мы можем наблюдать смешение культур – то же самое русское население верит в силу шаманов. Правда, сейчас шаманов на Северном Байкале, там, где я работал, нет, но сохраняется вера в определенные места, в вещи шаманов, которые нельзя трогать.
Группа женщин в национальных костюмах. Эвены. Дальневосточный край, Охотский округ. Начало XX в.
©Российский Этнографический музей
Несмотря на все это, современные эвенки точно так же пользуются сотовыми телефонами, читают книги, газеты, смотрят телевизор, ездят на машинах и вообще делают все то, что делаем и мы.
Эвенки
По данным переписи 2002 года всего в мире насчитывается около 80 тыс. эвенков. Примерно 38 тыс. из них проживают в России, чуть более 39 тыс. – в Китае. Считается, что этот этнос сложился на основе смешения аборигенов Восточной Сибири с тунгусскими племенами, пришедшими из Прибайкалья и Забайкалья.
Ведущий научный сотрудник отдела этнографии Сибири музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Лариса Павлинская:
– В традиционном обществе табу охватывает всю жизнь человека. Оно отражает представление человека о мире, о глобальных вещах, это не просто какой-то запрет. Все религии и все верования на самом деле очень логичны, если ты понимаешь их внутренние взаимосвязи. В традиционном обществе человек подобен микрокосму. Особенно четко это проявляется, например, в шаманских костюмах, где отражены три сферы Вселенной: низший мир, средний и высший мир.
У бурятов очень сильны табу различий по половому признаку. Например, есть культ гор. Гора представляет собой Вселенную. На ее вершине живут верхние божества. Ниже – средний мир. У подножья располагается нижний мир. На самые высокие и священные горы запрещено подниматься женщинам. Они могут находиться только внизу, у подножья горы. Потому что женское начало олицетворяется с Землей, а мужское – с небом. Причем, такую тенденцию мы можем проследить практически во всех верованиях, в том числе и сегодня. С другой стороны есть места, где могут появляться только женщины, поскольку считается, что там живут существа, которые покровительствуют, например, продолжению рода. Поэтому туда запрещено ходить мужчинам. Есть, конечно, пространство и для общего поклонения – это места, где живут духи местности (средний мир).
Семья в традиционных костюмах. Буряты. Баргузинское ведомство. Начало XX в.
©Российский Этнографический музей
Аналогичную систему запретов мы можем наблюдать и в питании – то же разделение на верхний и нижний мир, такая же дифференциация на мужское и женское. Поэтому голова животного – это всегда пища мужчин. Верхняя часть туловища, как правило, тоже принадлежит мужчинам. Нижняя часть – женщинам. Но, при этом, яички баранов женщинам опять же есть нельзя – это символ мужского плодородия.
Если говорить о шаманизме, то предметы, принадлежащие шаману, трогать вообще никому нельзя. Но особенно женщинам. Женщинам запрещено также переходить через вещи, принадлежащие мужчинам. Потому что низ женщины, особенно в связи с менструальным очищением, считается особенно грязным. С этими днями, кстати, связано огромное количество табу. Повторюсь: в традиционном обществе человек своим физическим обликом дублирует Вселенную, поэтому голова связана с сакральным, а низ – с грязью. И когда у женщины наступает менструация, считается, что у нее открывается нижний мир. У кочевников женщина в критические дни не имеет права прикасаться и к молочным продуктам, потому что белый цвет ассоциируется с чистотой.
Конечно, все это не следует понимать буквально, и табу, и связанные с ними обряды выражаются не напрямую, а через символику, которая, однако, очень тонко чувствуется народом.
Буряты
По данным переписи 2010 года общемировая численность бурятов насчитывает 620 тыс. человек. Из них более 400 тыс. проживают в России. Современные буряты сформировались из различных монголоязычных этнических групп на территории Прибайкалья и Забайкалья.
Младший научный сотрудник отдела этнографии Сибири музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Игорь Грачев рассказал нам о хакасах:
– Не думаю, что в современном обществе хакасов существуют серьезные соблюдения табу. Но раньше такие табу, разумеется, имели гораздо большее влияние, чем теперь. Строго соблюдались, например, пищевые запреты. Люди, проживавшие в степи, считали рыбу «водяным червем», презирали и не ели ее. Точно так же, как и у других народностей существовали гендерные ограничения, в системе традиционного мировоззрения все было поделено на женское и мужское. Одно из обязательных запретов – табу умерших. Во время траура на женщину, как и на мужчину, накладывались определенные ограничения. С ними старались не общаться, не приглашали в гости. На время траура на них действовали и пищевые табу. На самом деле, табу не так уж и разнообразны – они обусловлены условиями проживания и социальными нормами, которые действовали в среде тех или иных народностей.
Невеста и сваха в свадебных костюмах на лошадях в традиционном убранстве. Хакасы. Енисейская губ., Минусинский окр. Начало XX в.
©Российский Этнографический музей
В следующей статье вы узнаете о табу, традициях и укладе современных бушменов – южно-африканской народности, считающейся на сегодняшний день самой «сапиентной» (имеющей гены только Homo sapience, и никаких других: неандертальских, денисовских и пр.) в мире.
Редакция благодарит Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) за содействие в написании материала.
Комментарии
спасибо. помогло сделать доклад.
Встречал это самое магическое мышление у жителей мегаполисов: непробиваемая вера в извлечение с помощью "съесть таракана", блюдечко молока домовому, ну и неоднократно лично наблюдаемое и моё любимое - увидев черную кошку повернуть назад. 21й век на дворе, а мы не меняемся