Согласно новой работе, это влияние относительно умеренное, однако очень вероятно, что на деле оно выше — как было показано в другой научной статье. Кто именно прав, станет ясно уже в ближайшие дни, благодаря невольному эксперименту, в котором участвует все население Москвы.
При высокой температуре воздуха капли с коронавирусом быстро падают на землю, да и преодолеть барьер слизистой им сложно. Поэтому они не могут заразить другого человека / ©technologyreview.com
Лето в Северном полушарии совпало с резким снятием ограничений по коронавирусу в целом ряде стран, включая Россию. Это порождает вопрос: может ли лето удержать число заболеваний коронавирусной инфекцией, даже несмотря на снятие ограничений? И что вообще известно о связи между климатом и погодой и смертностью от Covid-19?
Некоторые данные на этот счет есть, но задача их научной интерпретации все равно остается сложной. С одной стороны, в списке стран с большим количеством умерших на миллион населения лидеры — это государства с прохладным климатом (Великобритания, США, Франция, Италия, Испания). Под словом «прохладный» имеется в виду прохладный по мировым, а не по российским меркам. Нашими гражданами Италия и Испания воспринимаются как очень жаркие страны, хотя средняя температура там всего 13-14 градусов, что много меньше, чем в большинстве стран.
Первая теплая страна в этом списке — Эквадор, со средней температурой чуть менее 22 градусов. Правда, погибших на миллион населения там 207 человек, что в 2,5-2,9 раза ниже, чем в Италии, Испании и Великобритании, и в 1,65 раза меньше, чем в США. Тем не менее лобового сравнения цифр смертности недостаточно. Как ясно из китайского, корейского и вьетнамского опытов, ключевым фактором низкой смертности от коронавируса служит способность властей той или иной страны организовать карантин на деле, а не на словах.
Чтобы определиться в такой сложной ситуации, группа американских ученых попробовала эмпирический подход. Они сопоставили, как изменяется скорость распространения коронавируса в зависимости от температуры окружающей среды. У них получилось, что скорость распространения болезни заметно выше, если средняя суточная температура ниже +11,1°C. Однако стоит температуре подняться выше этой отметки, и влияние погоды на эпидемию становится намного менее заметным.
Авторы исследования, вышедшего в Clinical Infectious Diseases, делают вывод: хотя распространение коронавируса зависит от температуры, но очень умеренно, и само по себе их повышение эпидемию заметно не остановит.
Новый результат резко расходится с работой, опубликованной в конце мая в журнале PLOS One. В ней на опыте Италии и США показано, что распространение вируса зависит от температуры в широком диапазоне значений, а не только при низких температурах. Более того, по расчетам из майской работы, эпидемия в том или ином регионе должна останавливаться при температурах от +27,7°C до +32,4°C, то есть в среднем около +30,6°C.
Причина расхождений новой работы с майской — в разной методике оценки влияния погоды на распространение вируса. Исследование из PLOS One оценивает то, как температура воздействует на экспоненциальную фазу эпидемии в том или ином регионе — то есть на ту часть эпидемии, что идет крайне быстро, до введения серьезных ограничительных мер. Делается это потому, что при введении карантина его влияние на вирус может быть сильнее, чем у погоды, что «сбивает» действие на ситуацию именно температур.
Поэтому подход майского исследования выглядит более оправданным (к тому же оно использует и данные по Италии). Кроме того, ранее в лабораторных условиях было показано, что после достижения температур в +30°C вирус гриппа не может заражать новых жертв (он, как и коронавирус, распространяется воздушно-капельным путем). Все это означает, что вывод о торможении новых заражений при достижении +30,6°C достаточно правдоподобен. Новое исследование, к сожалению, не смогло учесть действие карантинных мер на корреляцию температур и заболеваемости и по этой причине способно ввести в заблуждение.
В то же время следует понимать, что сами по себе высокие температуры — не панацея от коронавируса. Как уже неоднократно отмечал Naked Science, по современным культурным нормам большинства стран, +30°C — очень высокая температура, поэтому ее сбивают кондиционерами — как в транспорте, так и на рабочих местах. В итоге полностью остановить распространение новой болезни только за счет одного роста температур вряд ли удастся.
С 9 июня 2020 года в Москве отменили все ограничения карантинного режима, что совпало с приходом жары (+27-28°C и выше). До снятия там выявляли лишь по полторы-две тысячи новых больных в сутки. Если их количество резко вырастет (до 3-4 тысяч в сутки), это будет означать, что подобная умеренная жара сама по себе остановить коронавирус не может. Так это или нет — станет ясно в ближайшие дни.
Комментарии
Карта среднегодовой температуры практически совпадает с картой жесткости ограничений по коронавирусу. И конечно на чистоту московского "эксперимента" повлияет появление лекарств существенно облегчающих течение заболевания. Но если снятие ограничений не приведет к росту заболеваемости этому можно только порадоваться. Вот только есть некоторые опасения насчет корреляции статистики по коронавирусу и сроков годности президента. Не удивлюсь если после парадов и обнуления кривая заболеваемости опять поползет вверх.
Да мы тут уже выяснили, что сильно влияет влажность, влажность сейчас довольно высокая, так что снижение распространения вируса вполне логично.
"...эпидемия в том или ином регионе должна останавливаться при температурах от +27,7°C до +32,4°C, то есть в среднем около +30,6°C. " Да, уж... Видимо, при температурах свыше 32,4 эпидемия должна снова разрастаться, как это сейчас происходит в Иране и Саудовской Аравии. )) Я думаю, что и без опыта Москвы уже ясно, что сама по себе высокая температура не останавливает эпидемию.
Как ни странно, но в Иране в период вспышки было намного холоднее, чем в Москве сейчас -- средняя температура была ниже плюс 20, и заметно. Вообще, заметная экспоненциальная фаза пока случилась при температуре выше плюс двадцати только в Эквадоре и на севере Бразилии. В Индии, где плюс 30, заболеваемость очень умеренная, с учетом их огромного населения и его плотности. На душу там исключительно мало и заболевших, и смертей.
Но нельзя не согласиться с тем, что в современном обществе надеяться только на погоду глупо -- даже в Индии полно кондиционеров, так что полностью так эпидемию вряд ли задавишь. Скоро мы узнаем на примере Москвы -- взлетит заболеваемость или нет будет понятно в течении недели.
Говоря об Иране и Саудовской Аравии, я имела ввиду то, что в мае там началась вторая волна, при этом температура ниже 30 градусов не опускалась. На большей части территории Ирана климат тропический пустынный, поэтому связь скорее прослеживается с низкой влажностью, а не с температурой.
В Индии эпидемия разрастается. Там есть свои особенности. Например, умерших положено по религиозным причинам хоронить на следующий день, путём сжигания. Многие бедняки будут умирать дома и на следующий день трупа уже не будет. Его или сожгут, или из-за нехватки денег на полноценный обряд бросят в Ганг слегка поджаренным.) Там и в обычное время вскрытий практически не делают. Так что вряд ли мы когда либо узнаем сколько в действительности людей там умерло от коронавируса. Единственное на что надежда, с июня по сентябрь там сезон дождей. Если теория с влажностью состоятельна, то, по идее, дожди должны помочь справиться с эпидемией в Индии. Заметьте, в Москве последнюю неделю мая и начало июня тоже идут дожди, и количество заболевающих падает.
Интересно, есть ли такая гипотеза, что т.к. влажный воздух легче сухого воздуха то вирусы могут выноситься с влажным воздухом в верхние слои атмосферы, где природа сама их утилизирует с помощью холода и ультрафиолета? :)
Влажный воздух по мере подъема теряет влагу (она конденсируется из-за того, что воздух чем выше, тем прохладнее). Поэтому совсем в верхние слои атмосферы вирусы вряд ли попадают. Но вообще, вопрос пока недостаточно исследован.