Врачи во всем мире продолжают рассказывать об опасности самостоятельного приема антибиотиков, а люди продолжают их пить даже при первых признаках простуды. В результате появились супербактерии, на которые популярные препараты уже не влияют. Как теперь выяснилось, проблема в полной мере затронула и детей.
Антибиотики — препараты для лечения инфекций, которые вызывают различные бактерии. Их используют не только в медицине, но и в животноводстве, ветеринарии. В результате огромные количества таких препаратов попадают в окружающую среду. Кроме того, многие люди принимают их бесконтрольно и неправильно — например, не допивая курс до конца. Постоянно сталкивающиеся с антибиотиками бактерии успешно к ним приспосабливаются, отчего лекарства теряют эффективность, а сами бактерии становятся суперпатогенами.
И если раньше к подобным сообщениям многие относились как к «страшилкам», то сейчас уже есть настораживающие результаты. Так, ученые из Сиднейского университета (Австралия) выяснили, что лекарства для лечения распространенных инфекций у детей и младенцев имеют менее 50% эффективности. Работа опубликована в журнале Lancet South East Asia.
От растущей устойчивости к распространенным антибиотикам больше всего страдают младенцы и дети. Только у новорожденных ежегодно возникает примерно три миллиона случаев сепсиса, что приводит к 570 тысячам смертей, связанных с ним. Многие обусловлены резистентностью к рекомендованным и доступным антибиотикам.
Большинство случаев смерти детей раннего возраста по-прежнему приходится на страны с низким и средним уровнем дохода, а ряд недавних систематических обзоров выявил высокий уровень бактериальной резистентности к рекомендованным ВОЗ методам лечения. Особенно уязвимым географическим регионом с точки зрения предотвратимой неонатальной и детской смертности ученые назвали Азию.
Несмотря на это, опубликованных данных недостаточно для понимания эпидемиологии и показателей невосприимчивости к серьезным бактериальным инфекциям в указанном регионе. По словам исследователей, это вызывает особую озабоченность, учитывая преобладание грамотрицательных бактерий, вызывающих инвазивные инфекции в азиатских странах.
Для лечения инфекции кровотока и менингита у детей ВОЗ рекомендует ампициллин, гентамицин или цефалоспорины третьего поколения (цефотаксим, цефтриаксон) в качестве терапии первой линии. Однако появляется все больше данных, позволяющих предположить, что наиболее распространенные бактерии, вызывающие сепсис и менингит у детей, часто устойчивы к этим эмпирическим методам лечения (то есть основанном на применении антибиотиков без предварительного выявления возбудителя). Это приводит к повышенной смертности из-за лечения неэффективными способами.
Авторы нового исследования проанализировали 6648 бактериальных изолятов из 11 стран в 86 публикациях, чтобы оценить чувствительность к антибиотикам распространенных бактерий, вызывающих детские инфекции.
На основе систематического обзора одновременно опубликованных исследований и использования подхода байесовского моделирования они изучили охват, обеспечиваемый часто рекомендуемыми эмпирическими схемами антибиотикотерапии для лечения неонатального сепсиса/менингита, детского сепсиса и детского менингита. Анализ показал очень высокий уровень нечувствительности.
Ученые оценивали несколько схем лечения: аминопенициллины, гентамицин, антипсевдомонадные цефалоспорины третьего поколения (цефтриаксон и цефотаксим) и карбапенемы.
Оказалось, цефтриаксон, вероятно, эффективен при лечении только одного из трех случаев сепсиса или менингита у новорожденных; гентамицин — при лечении менее половины всех случаев сепсиса и менингита у детей. Его обычно назначают вместе с аминопенициллинами, которые, как выяснили ученые, тоже имеют низкую эффективность в борьбе с инфекциями кровотока у младенцев и детей.
Исследователи отметили, что глобальные рекомендации по использованию антибиотиков устарели и нуждаются в обновлении.
Кроме того, новые препараты с меньшей вероятностью будут испытывать на детях и вряд ли они станут доступными для них.
По словам ученых, лучший способ справиться с устойчивостью к антибиотикам при детских инфекциях — сделать приоритетом финансирование исследований новых методов лечения антибиотиками детей и новорожденных.
«Клинические исследования антибиотиков ориентированы на взрослых, но слишком часто дети и новорожденные остаются в стороне. Это означает, что у нас очень ограниченные возможности и данные для новых методов лечения», — подытожили авторы статьи.
Комментарии
"Оказалось, цефтриаксон, вероятно, эффективен при лечении только одного из трех случаев сепсиса или менингита у новорожденных; гентамицин — при лечении менее половины всех случаев сепсиса и менингита у детей." - а оба сразу забабахать не пробовали? Помню, Трампа от коронавируса чем только не накачали, введя коктейль антител с противовирусными препаратами - тот даже не чихнул потом ни разу.
Так же и с антибиотиками, 5 разных препаратов разом последнего поколения - да ни один микроб не устоит, каким бы мультирезистентным он ни был.
Или как, президентам можно (их мало и они ценные), а септическим детям из Азии нельзя (потому что их много как никому не нужных семечек)?
Жириновского чем только не накачали и он теперь Ванга.
Жирик сам накачался 8-ю вакцинами от короны, его никто не просил. И если бы лечили симптоматику коктейлями, а не заменой 1 антибиотика в неделю как по регламенту, глядишь бы и до сих пор ванговал.
У антибиотиков много неприятных и даже серьёзных побочек, и чем новее препарат, тем они, как правило, тяжелее. Поэтому вкинуть 5 разных сразу идея так себе.
Чем новее, тем тяжелее? Токсичность уменьшается из поколения в поколение, а специфичность против патогенов увеличивается. Из перечисленных в статье лишь древний гентамицин может серьёзно по ушам долбануть. И то, не с 1-2-3 уколов в терапевтической дозе. Когда по причине сепсиса возникает угроза ампутации конечностей или иной фатальной патологии, а монотерапия не помогает, лучше бы сразу вводили коктейль, не пытаясь перебирать по одному и ждать сутки-двое, подействует ли. Просто все лечащие врачи думают про "а вот если перепробуем всё, ничего не останется..." Так что не побочка останавливает, а страх, что ничего больше не поможет, если перебор закончится.
"Чем новее, тем тяжелее?"
В общем, да -- посмотрите список и частоту побочек у, скажем, пенициллина и антибиотиков последней линии, например ванкомицина.
Ванкомицин далеко не новый, в 1955 году его открыли. И никакого отношения к пенициллиновому ряду не имеет. Сравнивать уместно поколения антибиотиков из одной группы. Или хотя бы близких. Например пенициллины-цефалоспорины-карбапенемы. У пенициллинов явно больше токсичность на единицу массы.
"Врачи во всем мире продолжают рассказывать об опасности самостоятельного приема антибиотиков, а люди продолжают их пить даже при первых признаках простуды." -- То-то я на недавно читал, что из российских рекомендаций по лечению простуды антибиотики выкинули только в этом году.
"многие люди принимают их бесконтрольно и неправильно — например, не допивая курс до конца" -- во-первых, почитайте тактику лечения бактериальных инфекций: сначала даём какой-нибудь антибиотик, а через два-три дня, когда придут результаты теста на чувствительность, антибиотик заменим. Притом что курс -- минимум 5 дней, а обычно 7-10 дней. Во-вторых, почитайте о практике применения антибиотиков в животноводстве: вот уж где раздолье! Их там дают профилактически в небольших (!) дозах вообще всем поголовно. Но виноваты в развитии резистентности, конечно, пациенты, ага.