Исследователи из Университета Суррея полагают, что родители, пользующиеся популярными «заниженными» колясками для прогулок, могут, сами того не зная, заставлять своих детей вдыхать повышенные концентрации загрязняющих веществ. Статья об этом опубликована в издании Environment International.
В исследовании рассматривались три типа колясок: одиночные, в которых ребенок едет лицом к дороге, а также те, в которых он размещен лицом ко взрослому, и двойные «двухэтажные» коляски, в которых дети сидят лицом к дороге на двух уровнях — верхнем и нижнем. Ученые оценивали разницу в концентрации вредных веществ в воздухе, получаемых детьми в разных типах колясок, а также везущими их взрослыми.
Команда имитировала 89 прогулок в Гилдфорде, графство Суррей, проходя чуть более двух километров утром, с 8:00 до 10:00, и днем, с 15:00 до 17:00. Как оказалось, дети в среднем рискуют получить на 44% больше вредных веществ, чем их родители, в какой бы коляске они ни находились — просто потому, что их голова в любом случае ближе к земле, чем у взрослого.
Однако некоторые коляски — вернее, способы их использования — оказались опаснее других. Ребенок, путешествующий на нижнем уровне двойной коляски, подвергался на 72% большему воздействию загрязнителей, чем если бы он ехал сверху.
Тем не менее коляски имеют возможности позитивного воздействия: авторы обнаружили, что материал их защитных чехлов снижает концентрацию опасных мелкодисперсных частиц внутри коляски на 39%, а крупнодисперсных — на 43%.
Частицы, которыми загрязнен воздух, состоят из минеральных взвесей — частиц земли, дорожного покрытия и пыли, а также из химических продуктов, образующихся при эксплуатации автомобилей в районе прогулок, в том числе при истирании покрышек. На высоте детской головы при этом преобладают химические выбросы, тогда как взрослый в большей степени «наслаждается» пылью от земли. Также выбросы сильно варьировали в зависимости от времени дня, маршрута прогулки (крупные перекрестки, например, давали на 7-10% больше мелких частиц и на 10-19% — грубых, по сравнению с протяженным участком улицы), нагруженности трафика и других факторов.
Если суммировать выводы ученых, для прогулки нужно выбирать время с минимальным трафиком, по возможности избегать крупных перекрестков, конечной точкой маршрута должны быть тихие зеленые места, а по пути к ним по улице нужно не забывать опускать защитный капюшон коляски — он действительно эффективен.
При этом важно не ходить с опущенным капюшоном в жаркую погоду, так как ребенок может получить перегрев. Также при прочих равных лучше поместить ребенка на ярус выше в двухуровневой коляске, так как чем ближе к земле, тем больше на него воздействуют вредные вещества: а если выбора нет, то тем более помнить о «капюшоне» коляски.