Медиа

«ВКонтакте» сменила руководство. Соцсеть ждет закономерная смена курса

На протяжении последней пары лет «ВКонтакте» совершила ряд ходов, которые сторонние наблюдатели оценивали как ошибочные. По всей видимости, со временем к тому же мнению пришли акционеры, наблюдающие за неудачами соцсети.

Гендиректор «ВКонтакте» Марина Краснова и вице-президент холдинга VK по технологиям и разработке Александр Тоболь покидают свои посты. Об этом стало известно сегодня, 3 июля. По всей видимости, сейчас у компании нет непосредственного преемника для них — по крайней мере, новые руководители не названы, а управление будет «коллегиальным». В него войдут как представители топ-менеджмента VK (ранее — Mail.ru Group), так и представители менеджмента «ВКонтакте», работавшие в одной команде с Красновой. По всей видимости, это признак того, что VK решила усилить управленцев подконтрольной ей соцсети своими кадрами.

Далекому от соцсети человеку может показаться странной смена ее руководства именно сейчас. Формально компания в 2022 году продемонстрировала существенный рост выручки — примерно на 6% быстрее инфляции. Число пользователей тоже пока не показывает тенденции к снижению. И все же, случившееся было глубоко закономерным.

Начало исхода авторов из соцсети, зафиксированное в последние месяцы / ©Brand Analytics

Дело в том, что рост «ВКонтакте», во-первых, во многом обеспечивался перетоком людей из Instagram* и Facebook*. Во-вторых, он был многократно меньше, чем у Telegram, который действительно показал хорошую динамику в 2022-м. Отставание соцсети от мессенджера, контролируемого основателем этой самой соцсети Павлом Дуровым, было слишком наглядным, чтобы не обеспокоить ее владельцев.

На протяжении последних лет одним из наиболее последовательных критиков управленческих решений «ВКонтакте» был Руслан Зораб — основатель и издатель Naked Science. Задолго до нынешней смены руководства он отмечал, что такие новшества времен Красновой, как «умная лента», резкое снижение выплат авторам пабликов и ряд других, ставят положение соцсети на рынке под угрозу.

Он провел ряд экспериментов, показав, что в силу новых алгоритмов «ВКонтакте» дает большой охват пабликам, ворующим чужой контент, а тем пабликам, у которых этот контент крали, охват давался, напротив, маленький. Тем самым у пользователей «ВКонтакте» создавалась искаженная картина: «умная лента» чаще показывала им наиболее «пустых» авторов контента, а наиболее качественных — намного реже. Причиной этой алогичности было то, что на тот момент руководство соцсети делало ставку на продвижение алгоритмами небольших пабликов, вне зависимости от уровня их качества.

Картина для Телеграм в тот же период была принципиально иной / ©Brand Analytics

На протяжении многих месяцев Руслан Зораб прогнозировал, что это приведет сначала к снижению числа активных авторов оригинального контента, а затем и к падению числа пользователей.

Вероятно, недавняя реализация первой части его прогнозов — падение числа активных авторов «ВКонтакте» — стала последней каплей, обеспокоившей руководство VK в целом и заставившей ее сменить топ-менеджмент соцсети. Видимо, там решили действовать еще до реализации второй части этого прогноза, надеясь вернуть динамику, которую утратили за последние два года.

Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская

Комментарии