«Яндекс» и другие российские интернет-компании готовы отказаться от новостных агрегаторов, если их приравняют к СМИ.
10 июня в Москве пройдет форум «Интернет-предпринимательство в России», в рамках которого может состояться встреча первых лиц российских интернет-компаний с президентом Владимиром Путиным. Об этом сообщает РБК со ссылкой на менеджера одной из компаний (участниц форума), пожелавшего остаться неназванным.
Отмечается, что бизнесмены планируют обсудить вопросы, связанные с регулированием рунета. В частности их интересует, являются ли интернет-поисковики и новостные агрегаторы средствами массовой информации.
Среди крупных интернет-площадок, не являющихся СМИ, новостные подборки помимо «Яндекса» и Mail.ru публикуют Google, Rambler, а также новый поисковик «Спутник».
Компании пригласили к себе в офисы депутатов Андрея Лугового и Вадима Деньгина, планирующих внести в Госдуму законопроект о приравнивании новостных агрегаторов к СМИ. Цель – продемонстрировать им, что новостной сервис работает автоматически, без участия редакторов.
Андрей Луговой 13 мая направил запрос в Генпрокуратуру с просьбой установить, является ли новостной сервис «Яндекса» средством массовой информации. Ответ ожидается в течение месяца. Если он окажется положительным, Луговой подготовит законопроект, который обяжет регистрироваться в качестве СМИ все поисковые системы интернета.
В «Яндексе» заявляют, что агрегатор «Яндекс.Новости» не подвержен редакционному выбору, он полностью автоматизирован.
У «Яндекс.Новости» нет своей редакции и модераторов, сервис не пишет собственные материалы, у него нет редакционной политики и своей точки зрения, все новости поставляют партнеры.
– Ася Мелкумова, пресс-секретарь «Яндекса»
Я знаю, что в «Яндекс.Новости» применялась очень серьезная математическая модель. Они используют довольно сложную систему мер и весов, чтобы ранжировать новости. Нести ответственность за то, что ранжирует робот, они не могут.
– Галина Тимченко, бывший редактор Lenta.ru
В Mail.ru автоматически работает поиск по новостям. Об этом сообщили в пресс-службе компании. Однако как отмечает бывший сотрудник Mail.ru, топ новостей на главной странице и внутренней – это «ручной продукт в отличие от полностью автоматического «Яндекс.Новости».
Представитель Google отметил, что на их главной странице нет подборки новостей, а в новостном разделе они агрегируются автоматически.
Главный редактор «Рамблер-Новости» Максим Токарев отметил, что отбор у Rambler также происходит автоматически.
Лента новостей у нового интернет-поисковика «Спутник», по данным пресс-секретаря компании Дмитрия Чистова, тоже формируется автоматически. Как и у «Яндекс.Новости», «актуальные новости формируются в сюжеты». Однако это единственная компания, которая в случае необходимости готова зарегистрироваться в качестве СМИ. «Если будет принят закон, требующий от агрегаторов регистрации в качестве СМИ, то мы будем следовать этому закону», – сказал Чистов.
– По словам менеджера одной из перечисленных интернет-компаний, непрофильный бизнес в виде СМИ им не нужен, нанимать редакцию, способную фильтровать десятки тысяч сообщений в день, они не собираются. Остается понять, каким будет «дано» в этой задаче: достаточно ли будет отказаться от подборки новостей на главной странице или придется удалять весь раздел «новости», – пишет РБК.
В случае отказа от новостных агрегаторов в поисковиках многие СМИ потеряют до 30% трафика. Об этом в беседе со Slon рассказал независимый медиааналитик Александр Амзин. Он также подчеркнул, что будет потерян и дополнительный охват аудитории – читателей, которые не заходят к ним на сайт напрямую.
Для государства, по мнению медиааналитика, не настолько важно, каким образом составляются подборки новостей – автоматически или вручную.
Важен прежде всего вещательный потенциал, влиятельность. И независимая составляющая в подаче информации. В феврале – марте 2014 года это было видно по некоторым живым редакциям (в середине марта была уволена главред Lenta.ru Галина Тимченко, за которой ушло большинство сотрудников издания. – Slon), теперь дело дошло до автоматизированных агрегаторов. <…> Не дело рассуждать, сколько и кто зарабатывает на новостных сервисах. Государство не должно создавать препятствий для бизнеса.
– Александр Амзин, медиааналитик
Вопрос о необходимости регистрации новостных агрегаторов в качестве средств массовой информации был поднят месяц назад президентом России Владимиром Путиным во время медиафорума ОНФ. Он отметил, что «сейчас и в правительстве, и в администрации президента рассматривается вопрос, обсуждается и общественностью, что признавать средством массовой информации, что не признавать».