Будущее нас нагнало уже сегодня. Любая банковская задача решается за считанные секунды из смартфона, и революционирует само понятие банкинга, значительно облегчая жизнь клиентов.
Жизнь современного человека стала настолько насыщенной, что оффлайн общение с компаниями воспринимается уже почти как анахронизм: люди заказывают товары, авиабилеты и услуги через Интернет, экономя драгоценное время на более важные вещи. Этот тренд не мог не затронуть и банковскую сферу.
Когда в 1967 году британский банк Барклайс представил лондонцам первый действующий банкомат, новинка вызвала громадный интерес у публики, хотя и выполняла лишь одну единственную функцию ? вывод наличных денег в обмен на ваучер.
Уже в семидесятых на Западе появились ATM, банкоматы научились не только выдавать наличные деньги, но и осуществлять различные транзакции. Одним словом, на улицах появились самые настоящие мини-банки, предоставляющие клиентам спектр самых необходимых услуг.
Разумеется, прогресс на этом не остановился. Развитие интернета и распространение персональных компьютеров стало серьезной предпосылкой для новых возможностей в банковской сфере. А с появлением на рынке смартфонов виртуальный банкинг сделал очередной гигантский прыжок вперед.
За последний год почти одновременно в США, странах Западной Европы и в России появились компании, идея которых заключалась в том, чтобы использовать смартфоны в качестве мобильных банков. Клиенту следует лишь загрузить банковское приложение на свой телефон, и любая транзакция превратится в элементарное действие. В США эту идею подхватили сразу два стартапа Simple и Moven, европейскими рынками занялись вплотную немецкий Fidor Bank и финский Holvi.
В России же практически независимо от западных коллег в прошлом году на рынок вышел Рокетбанк.
©Рокетбанк
Как же эти банки упрощают жизнь клиентов?
Взять, к примеру, традиционные банковские переводы. «Неужели, чтобы перевести деньги другу, нужно знать все банковские реквизиты счета?» ? спрашивали себя создатели этих банков. ? «Ведь это так сложно». И сегодня ответ на этот вопрос ? уже однозначное «нет».
Единственное, что необходимо для денежного перевода в современном мобильном банке ? это наличие хотя бы одного единственного канала связи с человеком: номер его телефона, электронная почта или хотя бы адрес в Facebook, куда можно отправить специальную ссылку.
Как же осуществляется транзакция через мобильный банк? Допустим, вы хотите перевести на счет вашего друга Саши 1000 рублей. Все, что нужно сделать, это выбрать его из списка друзей в приложении (если его там нет ? внести) и указать сумму.
©Рокетбанк
На этом ваша задача выполнена. Саша получит от вас смс или сообщение в социальной сети со ссылкой, перейдя по которой увидит три возможности для получения денег: на номер телефона, на банковскую карточку или на QIWI-кошелек:
©Рокетбанк
Все быстро, легко и абсолютно бесплатно.
С банковскими переводами понятно, но может ли такой банк предоставить уровень поддержки, который обеспечивается нормальными банками с офисами?
Ответ: может, причем в новом, привычном современному человеку формате общения.
Мобильное приложение предоставляет возможность общения со специалистом службы поддержки прямо в чате приложения. Операторы отвечают просто и понятно, без набивших оскомину «ваш звонок очень важен для нас, время ожидания свободного оператора…»:
©Рокетбанк
Кроме формата есть и функциональные преимущества чата. Вы можете прикреплять совершенные операции или фотографии чеков прямо к сообщению. Если вы отправляли фотографии или аудиозаписи друзьям в соц.сетях или в skype, то вам не придется привыкать ? процесс полностью идентичный.
Кроме бесплатных и быстрых переводов, современные банки делают большой акцент на автоматическом учете расходов и визуальном представлении этой информации. Например, американский Simple предоставляет специальный сервис, который позволяет контролировать ежемесячные траты на различные категории: продукты, одежду, фитнес, путешествия.
©simple.com
Подобный сервис есть и в Рокетбанке. Вы можете в любой момент посмотреть, сколько денег вы потратили и на что за последний день, неделю и месяц. Кроме привычных графиков «по категориям» к операциям можно добавлять теги и смотреть статистику по ним. Теги работают так же, как в Twitter или Instagram, но по тегам в банке можно не только находить операции, но и смотреть, вычислять сумму, анализировать динамику трат и т. д. Например, это особенно удобно в путешествиях:
©Рокетбанк
На скриншоте видно, как приложение в один клик подсчитывает конечную сумму, потраченную за границей, переводит ее в рубли и дает возможность вам оценить общую сумму на поездку.
Виртуальные банки только прокладывают себе дорогу на рынок и поэтому в дополнение к сервисам и инновациям предлагают привлекательные финансовые условия. Так, Рокетбанк возвращает 1,5% от стоимости всех покупок по карте, а за хранение средств ? начисляет 9% годовых на остаток. При этом вы можете свободно пользоваться средствами и не обязаны их замораживать на счете (как в случае с обычными депозитами), при этом в любом случае использование карты приносит доход.
Отметим, что приложение Рокетбанка пока доступно только для владельцев Айфонов, но уже в ближайшем будущем появится версия и для Android. Компания предоставляет два вида тарифов: «легкий» ? за 75 рублей в месяц, который может стать бесплатным при тратах по карте от 30 тысяч в месяц, и «продвинутый» ? за 290 рублей в месяц.
Фактически, на наших глазах происходит полное изменение банковской системы. Классические банковские процессы уходят в прошлое, как постепенно отмирают и наличные деньги, уступая место виртуальным банкам. Возможно, уже гораздо скорее, чем мы думаем, люди будут совершать покупки, денежные переводы и прочие операции буквально на ходу, отдавая команды голосом или даже мыслями.
Мобильная революция меняет наше общество, она же меняет и банковский сектор. И это действительно невероятно, что мы уже сегодня можем насладиться простотой и скоростью совершения любых банковских задач, которое стало возможным благодаря современным технологиям.
©Vimeo/ RocketBank