Live

Live: запуск SpaceX нового демонстратора Starship (Upd.)

Восьмого января (время объявят позже) может состояться «прыжок» демонстратора технологий космического корабля Starship — Starship SN9. Трансляцию вы сможете посмотреть на нашем сайте.

Старт испытательного аппарата проведут с пускового комплекса SpaceX в штате Техас. Демонстратор имеет важную отличительную особенность: согласно ранее представленным данным, он получил большое количество теплозащитных плиток. Внешне аппарат похож на запущенный ранее Starship SN8.

Напомним, старт этого демонстратора провели в декабре прошлого года. Он оказался успешен лишь частично: аппарат не смог совершить удачную посадку, взорвавшись во время приземления.

Тем не менее испытания были важным этапом разработки перспективного комплекса: Starship SN8 стал первым из демонстраторов, получившим закрылки, носовой обтекатель и три двигателя Raptor.

Starship — наиболее амбициозный на сегодня проект компании SpaceX. Комплекс объединит в себе функции второй ступени и многоразового космического корабля.

Запуск Starship SN9 / ©SpaceX

Создаваемый для него ускоритель получил название Super Heavy. В будущем компания Илона Маска намерена создать танкер на основе Starship, который, как было объявлено ранее, можно будет применять в случае длительных экспедиций.

UPD: Теперь старт намечен на 28 января, 21:00 (мск).

UPD 2: Запуск перенесли на 2 февраля, 23:00 (мск).

UPD 3: Прототип Starship разбился при посадке.

Комментарии

  • "первым из демонстраторов, получившим закрылки," - Илья, закрылки - часть механизации крыла, выдвигаемая и отклоняемая подвижная задняя часть крыла, используемая для увеличения подъемной силы при малых скоростях движения. Потому так и называется, что "за-крылом". У демонстратора нет закрылков. У него сплошные аэродинамические управляющие поверхности в виде коротких крыльев.

    • А зачем они "Старшипу"? Или это только для демонстратора?

      • Старшип совершает сложные маневры при посадке на Землю - разворачивается планирует и т.п. Ролик ведь показывали с неудачной посадкой. Где-то на 1:52 хорошо видно как он шевелит плавниками и для чего. https://youtu.be/ap-BkkrRg-o?t=6749

      • Честно говоря, не знаю, как назвать такие управляющие поверхности, таких ещё не было. Они складываются вдоль борта кверху, ускоряя здесь падение, и раскрываются от борта, растопыриваясь и снижая здесь падение, увеличивая действие сопротивления потока снизу. Так же действует и парашютист в свободном падении. Хочешь провалиться ниже - обмякни, поток тебя обожмёт, и ты ускоришься вниз. Хочешь замедлиться - напрягаешь руки и ноги, раздвигаешь их в поток, подвсплываешь.
        Думаю, они отрабатывали эту технику управления в таком нестандартном движении. Писали телеметрию полную. Такое снижение реализует максимальный коэффициент лобового сопротивления для сигары. Научиться управляемо двигаться так - значит, оседлать один из пиков аэродинамики, пик сопротивления потока. Но он может дать максимум в плане аэродинамического гашения энергии снижения. Маск идёт по кочкам над болотом общей событийной смеси - по максимумам. Вероятнее всего, он отрабатывает динамику снижения ступени новым способом, наиболее простым и достаточно эффективным. Просто вертикальное аэродинамическое падение с некоторых высот. Им всерьёз никто не занимался. Нет технических систем, реализующих его в штатной основе. Авторотационные режимы вертолётов при отказе двигателя не берём, слишком другая аэродинамика снижения.

  • Пока SpaceX собирается сегодня запустить на вторсырье Türksat 5A. Запасные окошки для запуска 8 и 9 января.

  • Интересно с пассажирами он тоже будет выделывать такие кульбиты или это чисто демонстрация возможностей и проверка оборудования? А то ведь заблюют все скафандры покорители космоса. Впрочем для колонистов возвращение не планируется, все равно полетят в один конец, а в грузовом-то варианте пусть вертится.