История

Археологи изучили самый длинный сапотекский текст

Расшифровать до конца письменность древней доколумбовой цивилизации пока не удалось, но некоторые элементы стали ясны.

В 2018 году, во время раскопок археологической зоны Ацомпа в мексиканском штате Оахака, исследователи расчистили здание, окруженное фризом. Фриз — не только часть ордера, как принято в классической архитектуре: в современном искусствоведении так называют любой удлиненный декоративный элемент.

На фризе из Оахаки изображены фигурки людей, животных, а также нанесены надписи, характерные для письменности сапотеков, и некоторое количество глифов — рисунков, обозначающих ту или иную графему. Сейчас специалисты из Национального института антропологии и истории (Мексика) представили свои выводы о том, что именно написано на фризе и к какому периоду он относится.

Композиция на плите длиной 15 метров вырезана из известняка, но некоторые элементы выполнены лепкой. Дом, частью которого была эта плита, находился в южной части Монте-Альбана — столицы цивилизации сапотеков.

Так выглядят глифы сапотеков / ©INAH

Монте-Альбан основали примерно в VI веке до нашей эры. На сегодня историки называют его самым древним городом Мезоамерики. Площадь поселения огромна — сейчас археологи говорят о 40 квадратных километрах, но раскопки далеки от финала. Для сравнения можно отметить, что площадь древнего Вавилона с пригородами была всего 10 квадратных километров, а он считался крупнейшим городом Западной Евразии своей эпохи. Сапотекскую цивилизацию называют одной из древнейших доколумбовых. Первые находки относятся к 700 году до нашей эры, хотя расцвет государства сапотеков датируется II-IX веками нашей эры.

Примерно в I веке сапотеки, ранее разделенные, объединились и стали представлять собой серьезную военную силу. Начался период экспансии. Но примерно в VI веке земли, полученные в результате завоеваний, были утрачены — взбунтовались покоренные народы. Правда, тогда же установили дружеские отношения с Теотиуаканом. К этому времени относят расцвет Монте-Альбана как важнейшего города сапотеков.

Дом, в котором нашли фриз, датируют позднеклассическим периодом (600-900 годы нашей эры). Может показаться странным такой размах дат, но на самом деле находки, датировка которых разнесена на столетия, в одном и том же месте делают достаточно часто: люди перестраивали здание, но не оставляли его.

Надо сказать, сапотеки имели свою письменность, причем очень древнюю: первые следы датируют VII веком до нашей эры — древнее, чем письменность майя. На сегодня обнаружено примерно 500 сапотекских текстов, и самый большой из них — как раз на найденном фризе. Надпись состоит из элементов, относящихся к космогонии сапотеков, их представлению о связи между людьми и сверхъестественным. Скорее всего, это указывает на сакральное значение места.

Интересно, что, помимо чисто сапотекских графем и глифов, на плите вырезаны глифы, которые археологи относят к цивилизации миштеков — северных соседей сапотеков. Ученые предполагают, что наличие миштекских надписей на стене дома в Монте-Альбане говорит об установлении связей между двумя цивилизациями.

Общий вид фриза / ©INAH

Дело в том, что некогда сапотеки расширяли свое государство в том числе за счет земель миштеков. Но археологические находки и письменные свидетельства говорят нам, что во второй половине первого тысячелетия миштеки сначала вытеснили сапотеков со своих земель, а потом довольно долго воевали.

Какое-то время военное преимущество было на стороне сапотеков, но постепенно ситуация изменилась — и примерно на рубеже IX-X веков Монте-Альбан был разрушен. Жители покинули город и, ведомые жрецами, основали новое поселение, которое тоже, пусть и через долгое время, пало под натиском миштеков. Правда, последним также не повезло: примерно тогда их наголову разгромили ацтеки, в состав государства которых и влились остатки сапотеков.

Миштеки не жили в Монте-Альбане: после разграбления города они сделали его кладбищем для знатных представителей своего народа. Возможно, миштекские глифы, вырезанные на плите, относятся именно к этому периоду.

Тем более что в доме нашли погребальные урны — правда, археологи пока не определили, кто именно их там оставил. Возможно, это часть миштекского кладбища. Но есть предположение, что сапотеки, оставляя город (который они при этом постарались разрушить), тем самым хотели убрать сакральное значение места, обесценить его.

Сапотеки, теоретически став частью ацтекского государства, на деле сохранили независимость. Благодаря династическому браку правителя их подчиненное положение было таковым просто на словах: они не платили дань и не подчинялись законам ацтеков. А в 1519 году сапотеки оказались пятой колонной Теночтитлана, поддержав Эрнана Кортеса. Они рассчитывали, что испанцы позволят им обрести и сохранить независимость. Но предательство оказалось плохо окупаемым: уже через два года последний правитель сапотеков признал власть испанцев и принял христианство.

Комментарии

  • Как-то после Кнорозова крупных дешифровок и не видно.