Site icon Naked Science

Археологи нашли верфь эпохи викингов

Современная реконструкция судна эпохи викингов в Бирке / ©Sven Isaksson

Археологи из Стокгольмского университета (Швеция) обнаружили уникальную верфь эпохи викингов в древней Бирке на острове Бьёркё в озере Меларен. Она представляет собой углубление в береговой зоне, выложенное камнем, с деревянной лодкой на дне. Кроме того, исследователи нашли много неиспользованного и использованного крепежа для судов, точильных камней и инструментов для обработки дерева.

Город Бирка — один из самых крупных торговых центров викингов, функционировавший в 750-975 годах нашей эры. До викингов место тоже не пустовало: там нашли много захоронений вендельского периода (550-793 годы в Швеции).

Компьютерная 3D-модель верфи / ©Stockholm University

Во времена викингов озеро Меларен было заливом Балтийского моря, а сама Бирка — морским портом. Бирка упоминается в «Жизнеописаниях святого Ансгария» (этот христианский миссионер посещал город дважды) и трудах Адама Бременского (а этот хронист писал с чужих слов, при нем город уже был заброшен).

Наиболее интересна для археологов территория, которую из-за цвета грунта называют Черной Землей. На этом участке нашли больше всего артефактов, хотя он не был центром города. Это скорее пологий спуск к воде.

Основная городская территория располагалась на западе острова, была значительно больше Черной Земли и обнесена широкой оборонительной стеной. На юго-западе от Черной Земли находился холм высотой в 30 метров. На нем нашли остатки укрепления — очевидно, наблюдательного пункта, с которого хорошо просматривались подходы к острову.

В Бирке и ее окрестностях на сегодня нашли четыре гавани, но вот верфь обнаружили впервые. Основная гавань принимала корабли непосредственно рядом с Черной Землей: ученые даже предполагают, что цвет грунта там темнее, чем на остальной части острова, именно из-за интенсивного использования территории. Вход в гавань был защищен подводным частоколом (видимо, на случай недружественных визитов).

На севере находилась еще одна гавань — Куггхамн, в которую могли входить большегрузные суда. По поводу того, использовали ли эту гавань викинги, у ученых до сих пор нет общего мнения: некоторые считают, что гавань относится ко временам Ганзы и предназначена для фризских коггов. Тем не менее некоторые элементы гавани датированы периодом викингов.

Карта части острова Бьёркё / ©fiord.org

На острове были еще две небольшие гавани (в бухтах Корсхамн и Сальвикен), которые, возможно, предназначались для местных рыболовов. Теперь нашли пятое место, где могли стоять суда, — у причальных сооружений рядом с верфью, довольно крупных размеров.

То, что Бирка была большим торговым центром, видно по находкам. Огромное число дирхемов (арабская серебряная монета) говорит об активной торговле с Арабским халифатом. Также есть предположение, что викинги Бирки ходили в Среднюю Азию еще в VIII веке, то есть до основания Киевской Руси.

Образцы шелка, стекла (из Рейнской области), большое количество янтаря (предназначенного, очевидно, к отправке через Великий янтарный путь) свидетельствуют, что не только Восток привлекал викингов.

В нескольких захоронениях в Бирке археологи нашли торговые весы, а более чем в сотне — гири. То есть профессия торговца была настолько уважаемой, что это отражалось в погребальном инвентаре.

Для такого города находка верфи вполне ожидаема, тем не менее произошло это только сейчас. Город и окрестности неоднократно исследовали с помощью георадаров, установленных на беспилотники, и тщательно картографировали полученные данные. В итоге стало ясно, что в Бирке, помимо городской среды, есть очень крупный порт с остатками всего необходимого — от причалов до спусков на воду и верфей.

Но открытие ставит новые вопросы. Например, почему основная гавань защищена подводным частоколом, а место, где нашли верфь, — нет? К тому же неясно, была эта верфь общественной (у викингов встречались такие институты) или частной. Если верно второе, должна быть еще одна верфь: при столь интенсивной торговле монополия на услуги такого рода долго длиться не могла. И, конечно, непонятно, по какому принципу разделяли тех, кто входил в охраняемую гавань, а кто оставался на причале рядом с верфью или в северных гаванях.

Exit mobile version