В небольшом городе рядом с Севильей археологи обнаружили остатки синагоги XIV века. Это один из пяти еврейских храмов, сохранившихся в Испании после изгнания иудеев.
В 2016 году городской совет Утреры, расположенной на юго-западе Испании, в Андалусии, принял решение выкупить здание в центре города. Известно, что в конце XV века в доме находился госпиталь «Мизерикордия», пользовавшийся покровительством испанских монархов Изабеллы I и Фердинанда II.
Это решение не вызвало восторга у горожан, так как сумма сделки была очень весомой для городского бюджета — почти полмиллиона евро. Теперь археологи сообщили, что покупка была оправданной: они нашли в здании синагогу XIV века, а это большая редкость для Испании.
До этого в стране было достоверно известно о четырех подобных зданиях: два — в Толедо, одно — в Сеговии, еще одно — в Кордове. Синагога в Утрере стала пятой. Вообще о примерном ее местонахождении в начале XVII века упоминал в своей работе местный священник и историк Родриго Каро. Описывая центр города, он уточнил, что «Мизерикордия» находилась в бывшем еврейском квартале и была построена над остатками синагоги. Причем построена в 1492 году — к этой дате мы еще вернемся.
С тех пор средневековые стены видели многое: после больницы в здании устроили католическую церковь, а в наше время там вовсе находился бар. В конце прошлого года археологи под руководством Мигеля Анхеля де Дьоса (Miguel Ángel de Dios) расчистили помещение, которое идентифицировали как молитвенный зал синагоги со скамейками по периметру и Ковчегом Торы, маленькой нишей, где хранились свитки Писания.
Столетия повторного использования и реконструкции изменили здание, но значительная часть первоначальной структуры синагоги сохранилась. Городские власти планируют восстановить оригинальную планировку и стены, передать объем помещений, не повредив при этом ни одного важного археологического объекта.
Мы не знаем точно, когда люди из земель Израилевых впервые оказались на Пиренейском полуострове. Есть предположения, что это произошло еще в I тысячелетии до нашей эры. Но в письменных источниках первое упоминание о евреях на территории этой римской провинции относится к началу IV века нашей эры. Христианство в тот момент еще не стало официальной религией Римской империи, но уже вполне окрепло и начало бороться с конкурентами — иудеями.
На Эльвирском соборе, состоявшемся в Гранаде не позднее 316 года нашей эры, приняли первые правила, пытающиеся предотвратить распространение иудаизма на полуострове. Так как на самих евреев христианские священники повлиять не могли, то эти правила касались в основном их собственной паствы. Они предусматривали наказания за разного рода связи с иудеями (брачные, сексуальные и даже бытовые).
Само введение этих правил говорит о том, что евреи Римской Испании образовывали вполне процветающее сообщество. Примерно таким поначалу оно оставалось и при вестготах, завоевавших полуостров в начале VI века. Ситуация изменилась в VII веке, когда король вестготов Реккаред I принял католицизм. Он планировал создать единое религиозное пространство в своем королевстве и начал закручивать гайки. Дело дошло до того, что в 694 году король Эгика, ссылаясь на надуманную причину, вынес решение об обращении всех евреев (даже перешедших в христианство) в рабство. Евреи ждать не стали и массово покидали Испанию.
Арабское завоевание прекратило все эти гонения. Арабам было безразлично, христиане перед ними или иудеи. И тех, и других стоило убедить принять ислам, но делать это силовыми методами они не предполагали. Испанским евреям предоставили гарантии безопасности и даже обеспечили довольно серьезную автономию: например, у них были свои суды. Взамен, правда, завоеватели обложили их чудовищными налогами.
Известно, что с X века не было никаких гонений на евреев, жившие в христианских королевствах полуострова. Более того, они приобретали серьезное влияние и власть при дворах некоторых монархов: например, взимали налоги и были хранителями казны.
В середине XV века королевство Кастилия переживало непростые времена: его экономика была серьезно подорвана войнами. Начались бунты, и правители объявили, что во всем виноваты… евреи. Королева Изабелла I, взошедшая на трон в 1474 году, вернула к жизни большинство законов, ограничивавших нормальную жизнь иудеев, в том числе принявших крещение. А в 1492-м, по окончании Гранадской войны, Изабелла I и Фердинанд II приняли решение о полном изгнании евреев из Испании. Руководил процессом сам Великий инквизитор — Томас Торквемада.