Археологи исследовали Гончарную слободу на Таганском холме.
Гончарная слобода — важное место в археологии Москвы. Найденные там материалы дали возможность выстроить историю эволюции русской керамики XV–XVII веков. Исторические источники знают ее только с 1547 года, но жизнь в устье Яузы началась в XII веке, а производственный район (слобода) возник после заселения Зарядья и ближних к Кремлю посадов, уже в XV веке.
Историки предполагают, что изначально Гончарная слобода располагалась на территории Земляного города (внутри современного Садового кольца, но вне Кремля, Китай-города и близких к ним бульваров). Так как работа гончаров тесно связана с огнем, в XVI веке из-за боязни пожаров их вытеснили за Яузу. Кроме гончаров, переехали котельники и мастера, изготовлявшие таганы (крупные подставки для котлов). Отсюда — названия Котельнической набережной и Таганской площади.
В этом году сотрудники отдела археологии Московской Руси Института археологии Российской академии наук возобновили работы по раскопкам Гончарной слободы, которые остановили почти 20 лет назад — в начале 2000-х. Зона раскопок — место, где встречаются Гончарная улица и 2-й Котельнический переулок.
Именно отсюда началась научная археология Москвы: в 1937 году историк керамики А. В.Филиппов и москвовед П. Н.Миллер обнаружили и оценили залежи бракованной и битой посуды, черепицы, изразцов и игрушек, многочисленные горны для их обжига, сосуды для варки глазури и прочие предметы гончарного промысла. За ними последовали археологи.
Работы конца 1980-х — начала 2000-х годов были не особенно системными, но и они обнаружили множество новых печей для обжига керамики, причем самых разных форм. Часто они перекрывают друг друга — это результат наложения слоев разных времен. Всего таких печей насчитывают 25-30 штук, и это лишь небольшая часть сооружений индустриального района средневекового города.
При новых раскопках археологи нашли жилые и бытовые постройки (возможно, это часть владения церкви Космы и Дамиана, 1659-1662 годы) с кладбищем XVII — конца XVIII веков (изучено более 150 захоронений). В домах и мастерских нашли 2,5 тонны керамики — что, в общем-то, неудивительно для Гончарной слободы.
Некоторые керамические находки крайне необычны и интересны: например, чернолощеная фляга. Чернолощеная керамика — изделия из глины, но за счет особой обработки выглядящие как металлические (с характерным отливом). Это древняя техника, и хотя в России она получила распространение в начале XVII века, в Москве находили и более ранние образцы. Возраст этого конкретного изделия пока не ясен. Кроме того, найдены высокого качества изразцы (декоративные керамические плитки) XVII-XVIII веков. На одном из них изображен достаточно нетипичный сюжет — штурм города.
Но самая необычная находка, сделанная во время раскопок этого года, — целиком сохранившаяся подборка одежды изо льна и шелка, сложенная в сундучок. Это две рубахи с золотной вышивкой (металлическими позолоченными нитями) и верхняя одежда. Предварительно укладку (сундук) датируют допетровским временем. Текстиль этого периода в относительно неплохом состоянии находят вообще крайне редко. И, разумеется, тут необходимы длительная реставрация и неотделимое от нее изучение столь редких и ценных предметов.
В более поздних слоях обнаружили приметы следующего периода жизни Гончарной слободы. По мере расширения Москвы район из ремесленного постепенно превращался в купеческий. Так, среди находок, относящихся к XIX веку, археологи обнаружили монету в пять рублей золотом, отчеканенную в 1819 году, в правление Александра I, а также литографский камень второй половины столетия. Литографский камень — отполированная каменная пластина, использовавшаяся в печати. С найденного печатали ярлыки, в том числе для магазина текстиля на Царской улице в Тюмени (формуляр включал номер штуки, артикул и цену за аршин).
Несмотря на то что Москва — один из интереснейших объектов для археологических исследований, город до сих пор остается недостаточно изученным в этом плане. Причины — в сложности раскопок на территории современного плотно заселенного мегаполиса.
Комментарии
Где фото этих самых золоченых рубашек? Все артефакты допетровских времен засекречены или не афишируются, как например шлем Невского или оригинал рукописи Афанасия Никитина.
Это жидо-масонский заговор! Но фото рубашечек, конечно, стоило бы опубликовать.
Окончание первоисточника: "...представленные здесь находки, в полном составе их можно будет со временем увидеть в Музее истории г. Москвы".
Наберитесь терпения -- отреставрируют, покажут... )
Спасибо. Но по существу - это издевательство над читателем. Понятно, что рубашки нужно развернуть, обработать, реставрировать, но фото хотя бы в том виде, в каком они пребывают сейчас, можно было бы дать.
Все претензии к московским археологам, которые не опубликовали фото рубашки, а может, и вовсе не рискнули сделать снимок, боясь повредить артефакт.
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5068