История

Найдено подтверждение повышенной агрессии у степных кочевников

Международная группа исследователей из Швейцарии и России изучила останки степных кочевников из захоронений в Республике Тыва. Ученые пришли к выводу, что эти народы были агрессивны — не только по отношению к мужчинам, но и к женщинам, и детям. На многих скелетах найдены следы обезглавливания, скальпирования и перерезания горла.

Работа опубликована в American Journal of Physical Anthropology. Древние историки описывают степных кочевников, например скифов и сарматов, как жестоких людей, которые много воевали и грабили соседние народы. Однако исследований на тему их агрессивности мало.

Международная группа ученых под руководством специалистов из Бернского университета (Швейцария) и Института материальной культуры РАН решила выяснить, какие конкретно методы насилия практиковали кочевники из Южной Сибири в II-IV веках нашей эры.

Богатым археологическим материалом в этом смысле обладает Республика Тыва: там находятся множество памятников времен палеолита, погребальные сооружения поздней Античности, а также свидетельства культуры скифов.

Курган Туннуг / ©www.nkj.ru

Одно из самых ранних из известных погребений скифской культуры в Сибири, Туннуг, было открыто в 2017 году. По оценкам ученых, курган возвели в самом начале формирования скифской общности — не позднее 833-800 годов до нашей эры (это показал анализ деревянных конструкций кургана). Он представляет собой богатое захоронение скифских вождей.

На периферии кургана обнаружены также более поздние захоронения, датируемые первыми веками нашей эры. В этом месте нашли останки 87 человек, часть из которых имела следы насилия, связанные не только с военными действиями, но, как полагают ученые, и с ритуальной практикой.

Таким образом, исследование показало, что 22 человека из погребений стали жертвами межличностного насилия, связанного в основном с рукопашным боем и завершившегося обезглавливанием. Как правило, следы насильственных действий имеют скелеты мужчин (независимо от возраста), но не только — среди жертв найдены останки женщин и детей.

На некоторых скелетах есть следы перерезания горла и скальпирования. По словам ученых, это может свидетельствовать не только о грабительских набегах, но и о ритуальных убийствах, и коллекционировании военных трофеев. В целом исследователи оценивают уровень агрессии у людей из захоронений в Туннуге как высокий, а первые века нашей эры на территории Южной Сибири — как период политической нестабильности.

Комментарии

  • "Скифы" Тувы как бы не совсем скифы, точнее совсем не скифы. К привычным нам скифам Причерноморья они точно никакого отношения не имеют, и вообще, данное наменование по отношению к сибирским кочевникам хоть и традиционно, но вряд ли оправданно.

    • Почти всех кочевых иранцев называли скифами, в 1 тыс. до н.э. они населяли не только всю центральную Азию, но и южную Сибирь. Скифы центральной Азии, переходили к оседлому образу жизни и земледелию, создав древние государства Согдиану и Бактрию. Собственно иранцы (арийцы) проникли дальше на БВ где в 6 веке до н.э. на базе традиционных местных древних культур Месопотамии создали своё государство, так же перейдя от кочевого образа жизни к оседлому.
      Так что всё в статье правильно, в районе Алтая в начале 1 тыс до н.э. жили племена скифов, это вообще хорошо известный факт...

      • Кому это хорошо известный факт? Есть скифы в узком значении слова - причерноморские кочевники, скорее всего ираноязычные, и есть "скифы" в широком смысле - евразийские кочевники европеоиды, создатели "звериного стиля" в своих изделиях., и далеко не факт, что все они были ираноязычными. Откуда Вы знаете, что т.н. "скифы" Алтая были ираноязычны? Вы нашли и расшифровали письменность алтайских кочевников? Культура несколько схожа (но не более того ) - но разве неираноязычные неспособны были воспроизвести "звериный стиль" и принять культуру кочевников? Генетики определили определенные связи скифов и сарматов с алтайцами - так ведь генетики определили и родство русских с киргизами. Но не будем же мы русских и киргизов называть одним народом? И даже если они действительног были ираноязычными, это еще не равнозначно их общему происхождению, язык распространяется своим путем - и гагаузы, и якуты - по языку тюрки, но принадлежат к разным расам. Если мы будем записывать сарматов, саков, массагетов, роксолан, алан, и наконец, скифов (без кавычек) в "скифы", то чем иранцы, парфяне и индоарии хуже? Ираноязычные? Да! Кочевники? Да! Культура схожа? Да! Скифы? .Нет, ни разу не читал, что бы их относили к скифам! Сарматы наверняка бы смертельно оскорбились, если бы их назвали скифами. Киммерийцы очень близки скифам по культуре и, как считается, так же были ираноязычны - но они - не скифы. В данном случае термин "скифы" - атавизм, используя его, лучше уточнять, что это "скифы" в широком смысле этого слова.

        • Кимерийцы предшествовали исторически скифам, а сарматы пришли им на смену, хотя да, это были родственные народы, но вот датировка около 8 века до н.э. указывает на то что это скифы, ираноязычный народ или группа родственных в генетическом и языковом отношении народов расселившийся от Алтая через всю великую степь до Дуная.

          И я никак не пойму чем вы недовольны, это можно проверить с помощь генетического анализа, антропологического изучения, а так же на основе оставленных ими артефактов, которые должны быть характерными для скифов. Более того сам характер погребения должен указывать на скифов, потому что они свои гробницы обустраивали совершенно особым образом, впоследствии засыпая их курганами земли. Череп скифа-индоевропейца и некоторые другие части скелета невозможно спутать с черепами алтайских народов (протомоголов, тюрков и маньчжуров) которые были азиатами. Так что тут двух мнений быть не может.

          Потом центрально азиатские скифы стали родоначальниками народов Бактрии и Согдианы, а так же Хорезма и ещё позже были завоеваны тюрками, перешли на тюркский язык и стали частью смешанных центрально-азиатских этносов - современных народов: узбеков, туркмен, уйгуров. Они же являются прямыми предками афганских пуштунов.

          Классические скифы всегда кочевники, как только они по каким-то причинам переходят к земледелию и оседлой жизни начинается новый виток этногенеза и они трансформируются в какой-то новый народ, вбирая культуру местных туземных народов с которыми живут бок о бок...

          • Родственные народы и один народ не одно и тоже. У тех же причерноморских скифов натуфийских генов не меньше, чем алтайских, мы же натуфийцев никогда скифами не назовем. Когда то я спрашивал у более-менее сведущих людей - и получил ответ, что серьезный специалист древних алтайских кочевников скифами не назовет. Родня - да, очень может быть, но настоящие скифы - это причерноморские народы, описанные Геродотом, загнанные впоследствии сарматами в Крым и добитые там готами. Все прочие - племена скифской группы, не более.

          • Скифы, Саки м Масагеты это родственные народы говорящие на сходных языках иранской группы и по видимому понимавшие друг друга. То что вам сказали "знатоки" можете смело делить на 33, в сети полно совершенно противоположной точки зрения и этот вопрос восходит к месту в котором начался этногенез скифов, по этой части единой точки зрения нет, от Франции до Алтая, через причерноморские степи.

            Скифы были даже антропологически разными: одни долихоцефалы, другие брахицефалы и у причерноморских скифов были примесь алтайских генов, что говорит о том что значительная часть из них перемещалась с востока на запад на тысячи км прежде чем более менее закрепиться за одним районом проживания, пусть даже и очень большим.

            И в этом нет ничего удивительного, вспомните гуннов, народ монгольского происхождения, который пришел с территории современной Монголии в Паннонию, затем тот же путь проделали жуань-жуани, по ходу сменив название на Аваров.

            А в 1700-1300 г до н.э. было целое нашествие индо-арийцев из арийской прародины (где она находится до сих пор точно никто не знает, но многие склоняются к южной Украине) в южную Азию, на территории занятые индийскими дравидами, т.е. в современные Индию и Пакистан, затем вторая волна арийских кочевников зашла в 6 веке на БВ где ассимилировав местную шумеро-семитскую культуру основали древнюю иранскую государственность.

            Так что всё нормально, Фигаро - здесь, Фигаро - там, вот так и скифы, сперва ломанулись на Алтай, там не понравилось и часть из них, а может и все, откочевали в северное причерноморье, и им в этом никто не мешал, на планете жило на тот момент просто очень мало людей, и каких-то стабильных политических образований на их пути тоже не было, так что даже безвиз не понадобился.....

          • Опять двадцать пять. Можно называть скифами всех индоевропейских кочевников античного времени, или конктретно племена причерноморских кочевников, оприсанных Геродотом, но никак ни то, и другое одновременно. Тот же Греродот четко отделял скифов от родственных им сарматов. Сарматы - по его описанию - не скифы! И археологически их культуры отличаются! Нельзя один и тот же термин использовать для двух разных понятий, существоваавших в одно и тоже время. Правильно будет для всей общности индоевропейских кочевников античности писать "племена скифской группы", но никак не распространять имя одного племенного союза, повидимому даже не самого большого, на всю общность.