Site icon Naked Science

Анализ обсидиановых орудий «отменил» гибель минойской цивилизации

Авторы новой работы считают, что изменение культурных традиций свидетельствуют о смене моды, а не о падении цивилизации. На фреске из Кносского дворца изображены знатные критянки / ©wikipedia.org

История минойской цивилизации до сих пор, несмотря на огромные усилия специалистов по вопросу, состоит в основном из загадок, а не из ответов на них. Временем ее возникновения принято считать середину IV тысячелетия до нашей эры — именно тогда на Крите появляются люди, которые строят первые скальные жилища. Название цивилизации условно — по имени критского царя Миноса из греческих мифов (впрочем, вероятно, он имел реального прототипа).

Критяне первыми в Европе изобрели письменность. Сначала это были критские иероглифы, которые стали основой линейного письма А. А то, в свою очередь, привело к появлению и развитию ахейской древнегреческой письменности (через линейное письмо Б). Интересно, что первый в мире «печатный» текст — полученный печатью готовыми «литерами» — тоже относится к древнему Криту.

Первая высокоразвитая цивилизация Европы получила свое имя от Миноса, критского царя, по заказу которого, согласно греческим мифам, Дедал построил лабиринт для Минотавра / ©wikipedia.org

Основу минойской цивилизации составляли дворцы — сейчас мы назвали бы их центрами городов-государств. В этих дворцах были водопровод, канализация, а в высоту их строили до пяти этажей. На Крите существовало развитое кораблестроение: минойцы вели морскую торговлю с материковой Грецией, Египтом, Месопотамией.

Падение минойской цивилизации обычно связывают с двумя событиями. Первое из них — извержение вулкана Санторин примерно в середине II тысячелетия до нашей эры. Крупное цунами, последовавшее за ним, разрушило города в северной части острова, а пепел засыпал всю остальную территорию.

Правда, впоследствии археологи обнаружили, что минойская цивилизация существовала еще столетие — и лишь потом остров завоевали микенцы, часть ахейских племен, пришедшие из материковой Греции. Обычно с этим завоеванием связывают крупные культурные преобразования, произошедшие в критском обществе: принятие нового языка (линейное письмо А уходит в вечность и остается там загадкой до сих пор), экономической системы, погребальных обычаев и даже традиций в одежде и пище.

В журнале PLOS One вышла статья Тристана Картера (Tristan Carter) из Канады и Вассилиса Киликоглу (Vassilis Kilikoglou) из Греции, которая ставит под сомнение теорию о том, что микенское завоевание стерло с лица земли минойскую цивилизацию.

Ученые решили, что такие вещи, как искусство, одежда, погребальные обычаи, не являются достаточно надежным маркером смены цивилизаций. По их мнению, все это может меняться в зависимости от моды, которая проникает на новые территории не только в связи с завоеванием, но вслед за миграциями или даже межкультурными браками. Известны примеры, когда люди перенимали чужие обычаи, чтобы отличиться в собственном обществе.

Для того, чтобы лучше понять истинный характер культуры, исследователи сосредоточились на более обыденных, повседневных практиках. Они проанализировали образцы орудий труда критян бронзового века, изготовленные из обсидиана, и установили, что материал для них происходит с кикладского острова Милос.

Орудия из обсидиана / ©Tristan Carter and Vassilis Kilikoglou

Остров этот находится между Критом и материковой Грецией, и именно добыча обсидиана сделала его важным центром минойской цивилизации.

С приходом микенцев ничего не поменялось: обсидиан поступал из тех же источников. Кроме того, способы изготовления обсидиановых лезвий и их использование для работы, например, при сборе урожая, показали, что члены общины жили так же, как их предшественники в течение последней тысячи лет, а их повседневные практики отличались от таковых у жителей материковой Греции.

Реконструкция последовательности изготовления обсидианового лезвия / ©Tristan Carter and Vassilis Kilikoglou

«Наш анализ показывает, что население в основном оставалось местным, минойского происхождения», — сказано в работе.

Это не означает, что микенского вторжения на Крит не было, но вот размах его становится не вполне очевидным. Исследователи считают, что хотя местные элиты были связаны с микенской властью, о чем свидетельствует их принятие материковых погребальных обычаев и стилей одежды, большинство людей продолжали жить так же, как раньше.

Между тем нельзя не отметить, что новый подход сам вызывает определенные вопросы. Точно известно, что язык крито-минойской цивилизации не был индоевропейским. В то же время язык критян после ахейского завоевания — индоевропейский, диалект греческого. Если смену каких-то обычаев еще можно объяснить культурной диффузией, то полное вытеснение местного языка развитой (по меркам своей эпохи) цивилизации без крупных завоеваний — маловероятное событие.

Exit mobile version