История

Евреи Йорка разбогатели после погрома, устроенного крестоносцами

Исследование британских историков рассказывает о жизни процветающей средневековой общины. Причем богатство и благополучие свалились на ее жителей всего лишь через 20 лет после кровавой резни.

Историки из Йоркского университета (Великобритания) на основании архивных данных выполнили цифровую реконструкцию домов, в которых в начале XIII века жило еврейское население Йорка. Также они определили место первой синагоги Йорка. Эту работу провели в рамках проекта Heritage360 Streetlife, направленного на изучение средневековой истории Йорка.

После нормандского завоевания 1066 года в Англию из французского города Руана прибыло множество евреев. Первые нормандские короли нуждались в заемных средствах для строительства замков и обеспечения безопасности своего королевства, но кредитование было запрещено христианам Святой католической церковью.

Цифровая реконструкция центральной улицы средневекового Йорка / © Heritage360 Streetlife

А вот евреев в этом вопросе их религия не ограничивала (в отношении неевреев, конечно). В результате они пользовались покровительством короны и со временем создали общины в большинстве главных городов Англии. Во второй половине XII века члены еврейской общины Линкольна поселились в Йорке.

Понятно, что Католическую церковь такое положение дел не радовало. И при активном участии духовенства в Англии росла враждебность к еврейскому населению. Отчасти это было связано с публичными разногласиями в области теологии между еврейскими учеными и христианскими церковниками. А в середине XII века было распространено несколько историй, ложно обвинявших евреев в убийстве христианских детей.

Но вплоть до 1189 года неприязнь христиан к иудеям не переходила в резню. Все началось на коронации Ричарда I (позднее стал более известен как Львиное Сердце), нового короля Англии. Так как коронация проходила в Вестминстерском аббатстве, формально присутствие глав еврейских общин там было запрещено. На практике же самые богатые и знатные иудеи там присутствовали, выражая таким образом свое расположение к новому королю.

Ричард Львиное Сердце категорически запретил такой визит вежливости, но несколько глав общин из Лондона и Йорка все же явились на коронацию. По мнению некоторых историков, пришли они вовсе не для того, чтобы выразить свое почтение королю. Напротив, они были крайне возмущены новыми налогами и сборами — эти деньги требовались короне для организации Третьего крестового похода.

Стража не пропустила иудеев, начались беспорядки, которые закончились первыми еврейскими погромами в Англии — пока только в Лондоне. Еврейская община в Йорке жила мирно, чему способствовали ее связи с шерифом города.

В следующем, 1190 году Ричард Львиное Сердце стал одним из предводителей Третьего крестового похода. Вместе с ним в Святую землю отправился шериф Йорка. Но некоторая часть крестоносцев еще находилась в городе — довооружалась на свои деньги, так как королевских на всех не хватило. Они пробовали стрясти дополнительные средства с еврейской общины, но неудачно.

И когда в городе по неизвестной причине вспыхнул пожар, будущие освободители Гроба Господня решили, что это отличный способ поживиться. Поджигателями объявили евреев, которые обратились за защитой к хранителю Йоркского замка. Тот предложил им укрыться в донжоне (главная башня средневекового замка), который сейчас называют башней Клиффорда.

Штурм башни Клиффорда в 1190 году в представлении художника / © Historic England (illustration by Peter Dunn)

По документам не вполне ясно, что стало причиной гибели евреев, укрывшихся в замке. Согласно одной гипотезе, крестоносцы взяли башню Клиффорда и всех перерезали, по другой — члены общины убили свои семьи и себя, предварительно устроив поджог башни.

Теперь историки пришли к выводу, что всего через 20 лет после резни, начиная с 1210 года, в городе вновь существовала процветающая еврейская община, жившая и работавшая в нормальных отношениях с соседями-христианами.

Дома лидеров общины находились в самом престижной районе города, на его главной улице, выходящей к реке. Реконструкция домов основана на записях из архивов и на образцах сохранившихся средневековых домов в других районах Йорка. Изначально их строили христианские домовладельцы и сдавали в аренду евреям: то есть эти дома неотличимы от других домов на улице, где жили самые знатные христианские горожане Йорка.

Главой общины был Аарон Линкольн. Он же выступал в качестве главного представителя всей еврейской общины Англии, а в 1230-1240-х годах Аарон считался самым богатым человеком в стране. Документы из архива Даремского собора показывают, как Аарон Йоркский сотрудничал с высшим духовенством. В частности он выделил значительные средства на строительство городского Гилдхолла (средневековый гражданский центр).

Документ XIII века из архива Даремского собора, в котором отражены финансовые вложения Аарона Йоркского в развитие города / © The Dean and Chapter of Durham

Все эти сведения говорят нам о том, что как минимум в Йорке никакого противостояния между иудеями и христианами в первой половине XIII века не наблюдалось, несмотря на более ранний кровавый погром. Между тем в Лондоне младший брат короля Ричарда принц Джон (позже его коронуют под именем Иоанна Безземельного) опять повысил налоги именно для еврейского населения.

Кроме того, на Четвертом Латеранском соборе (1215 год) евреям предписали носить особую одежду, не выходить на улицу во время христианских праздников, а также разрешили христианам не платить ростовщикам по долговым обязательствам.

А в 1253 году король Генрих III выпустил «Статут о еврействе», в котором рекомендовал всем евреям старше семи лет носить на одежде желтую звезду — за несколько веков до германских нацистов. Позднее эта рекомендация стала обязательной для исполнения в Англии.