Вопреки распространенному заблуждению, Святая католическая церковь многие века не настаивала на безбрачии священников, монахов и монахинь. Но когда Папский престол потребовал от своих служителей соблюдения целибата, тем пришлось поменять пищевые привычки.
Распад империи Карла Великого, зафиксированный в середине IX века Верденским договором, ознаменовал собой трансформацию экономических и социальных структур в средневековой Европе. Это касалось всех сфер жизни: от организации быта жителей сельских общин до изменения религиозных традиций.
Наши современники зачастую считают, что целибат (обет безбрачия) — обязательный атрибут служителей Католической церкви. На самом деле обязательным для священников и даже монахов и монахинь он стал только в 1139 году, по решению Второго Латеранского собора. Но нельзя сказать, что этот вопрос не волновал умы богословов I тысячелетия.
Некоторые из них трактовали слова апостола Павла — «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» — как призыв к безбрачию. Правда, известнейший раннехристианский богослов Климент Александрийский считал, что сам Павел был женатым человеком.
В 306 на Эльвирском соборе впервые прозвучала мысль о полном целибате для духовенства. Ее в основном не поддержали, но слухи пошли в народ. В результате уже к концу IV века женатый священник стал редким явлением. Потом на земли Западной Европы пришли варвары с востока, которые если и принимали христианство, то в сильно измененном виде.
К IX веку целибат стали считать чем-то желательным, но не сильно обязательным не только для священников, а даже для монахов и монахинь. Ситуацию осложняло то, что в мужских монастырях в качестве прислуги работали женщины, а в женских помогали управляться с хозяйством мужчины. Соблазны постоянно были перед глазами.
В 910 году настоятель Клюнийского аббатства (на юго-востоке Франции) Одон выступил с предложением серьезной церковной реформы. Он считал, что монахи слишком далеко отошли от устава Святого Бенедикта, основателя первого монашеского ордена, и жизнь в монастырях мало чем отличалась от жизни мирян — разве что дополнительным доходом.
Одон Клюнийский указывал на падение нравственности священников и монахов и призывал закрепить для них общие правила. Это касалось как церемониальных моментов (длительное совершение литургии и строгий порядок молитв), так и житейских. Одон требовал строгого соблюдения целибата, умеренности в еде, одинаковой одежды (да, до того времени монахи были не чужды моде). Кроме того, он предлагал запретить симонию — продажу церковных санов, должностей, священных таинств и даже святых реликвий.
Клюнийскую реформу поддержали еще семь монастырей Прованса, позже к ним присоединились. После прямого обращения к папе римскому эти монастыри были выведены из-под власти местных сеньоров и епископов и подчинялись непосредственно Риму. Именно Клюнийская реформа стала основой Григорианской реформы XI-XII веков, серьезно реформировавшей Католическую церковь.
В письменных источниках есть упоминания о том, что принципы Клюнийской реформы коснулись не только монахов и священников, но и мирян, живших вблизи монастырей. Они, конечно, не принимали обет безбрачия, но стали проще питаться и скромно одеваться.
Международная группа археологов провела раскопки двух кладбищ IX-XIII веков в Лангедоке на юге Франции. На одном из них хоронили местную знать, на другом — простолюдинов. Ученые проанализировали соотношения стабильных изотопов и сделали выводы о том, как питались эти люди. Результаты работы представлены в статье для журнала Archaeological and Anthropological Sciences.
Правила Клюнийской реформы включали в себя полный запрет на употребление мяса и устанавливали ограничения на количество хлеба, вина и овощей для служителей Церкви. Для мирян сделали исключения: например, им разрешали есть мясо, за исключением постных дней. Кроме того, от этих правил освобождались очень старые или больные люди и маленькие дети.
В своей предыдущей работе авторы нового исследования выяснили, что монахи-клюнийцы соблюдали вегетарианскую диету с регулярным доступом к рыбе. Новое исследование показало, что представители местной знати питались преимущественно зерновыми культурами (пшеница, овес, рожь, ячмень), но при этом регулярно употребляли животный белок.
Люди победнее ели мясо очень редко, зато в их рационе было больше овощей и рыбы. Неожиданностью стало то, что основным алкогольным напитком в изучаемой местности оказалось пиво, а не вино, которое больше ассоциируется с Южной Францией в наше время.
По полученным результатам трудно однозначно сказать, приняли ли католики-миряне правила Клюнийской реформы. Если с монахами таких вопросов не возникает (они точно не ели мясо), то крестьяне близлежащих деревень могли стать вегетарианцами (или пескетарианцами) просто от бедности.
Комментарии
Возможно перестали есть мясо, потому что монахи меньше стали их закупать, что привело к уменьшению стад, отсюда и сами стали меньше есть его.
Семен, а, может, какая-нибудь эпизоотия к этому привела.