История

В Гватемале нашли древнейший священный календарь майя

Но это не «длинный календарь», который якобы предсказывал конец света в 2012 году.

В 2001 году группа археологов под руководством Уильяма Сатурно (William Saturno) из Музея археологии и этнологии Пибоди (США) нашла в джунглях северной Гватемалы архитектурный комплекс майя. В него входили пирамиды, царская гробница и некоторые другие постройки.

Наиболее известна пирамида, которая получила название Лас-Пинтурас («Картины»). В ней ученые обнаружили фрески, которые датировали примерно 100 годом до нашей эры. Сюжеты росписей, по мнению исследователей, заимствованы из «Пополь-Вуха», а кроме того, отражают юкатекские представления о космологии.

Фрески майя в Сан-Бартоло / ©AIA

Исследования показали, что строительство на этом месте началось 2,2-2,3 тысячи лет назад, пирамиды возводили в несколько этапов. В результате они выросли почти до 30 метров в высоту, а в процессе возведения образовалось множество археологических слоев.

В одном из ранних слоев археологи нашли два фрагмента фресок, которые посчитали самым старым свидетельством существования священного календаря майя. Научная работа об этом открытии опубликована в журнале Science Advances.

Всего археологи смогли извлечь семь тысяч разрозненных обломков фресок — они образовались при разрушении стены во время очередной перестройки. Некоторые из них размером с ноготь, некоторые большие — примерно 20 на 40 сантиметров. Но только 11 оказались пригодными для идентификации. Особо выделяют два фрагмента.

На одном из них виден символ, соответствующий цифре семь в системе счисления майя, а другой представляет собой глиф (элемент письма в виде рисунка) оленя. Фрагменты подходят друг к другу по краям слома, кроме того, изображения на них нанесли одной и той же черной краской. Соединенные вместе они дают дату — «семь оленей», — относящуюся к Цолькину (Tzolk’in), священному календарю майя, который использовали в ритуальных целях.

На верхнем фрагменте — глиф оленя, на нижнем — обозначение цифры / ©David Stuart et al.

В том же слое нашли фрагменты древесного угля, предоставившие возможность датировать находку по углероду-14. Анализ показал, что куски стены с датой относятся к периоду между 300 и 200 годами до нашей эры. До сих пор самые ранние образцы календаря майя датировали I веком до нашей эры.

Вообще, у майя было четыре календаря. Один из них — священный календарь Цолькин. В нем 260 дней, состоящих из комбинации 13 чисел и 20 дней, имеющих различные знаки (например, оленей).

Однако 260 дней не составляют год. Это скорее цикл, подобный семидневной неделе. Обозначение «семь оленей» не дает точной даты, не говорит о сезоне или годе, в котором что-то произошло. Ученые предполагают, что Цолькин основан на наблюдениях за движением Солнца, Луны и планет и использовался не в практических, а в сакральных, ритуальных целях.

Другие календари майя — это Хааб, солнечный календарь, который отсчитывает 365 дней, но не учитывает високосный год; лунный календарь и так называемый календарь длинного счета. Последний отслеживает основные временные циклы, его даты можно достаточно надежно сопоставить с датами привычного нам летосчисления. Именно на толковании (неверном) длинного календаря основаны идеи о конце света в 2012 году.

Какой из этих календарей появился раньше — нам не известно. В работе представлены самые ранние образцы Цолькина с надежной датировкой. Существуют и другие календарные обозначения, которые могут быть старше. Но эти артефакты сложно датировать, поскольку они вырезаны на камне (а он не содержит углерода, чтобы выяснить дату из его анализа). Например, предполагаемый образец даты по Цолькину, найденный в долине Оахака в Мексике, разные исследователи датируют от 700 до 100 года до нашей эры, чего, конечно, недостаточно для точной интерпретации.

Надо сказать, археологи были удивлены, обнаружив глиф оленя. Дело в том, что в более поздних образцах Цолькина почти всегда написано слово, обозначающее оленя, а не нарисован глиф. Как предполагают авторы работы, эти фрагменты могут быть свидетельством ранней стадии развития письменности майя.

Добавим, что некоторые общины майя и сегодня используют Цолькин в ритуальных целях.