Грабь награбленное: в Израиле полицейские задержали торговцев историческими ценностями.
На прошлой неделе полицейские, патрулировавшие один из районов Иерусалима, остановили автомобиль, который двигался в неправильном направлении по улице с односторонним движением. Оказалось, незнание ПДД — не единственное прегрешение водителя. В багажнике служители правопорядка нашли коробку с древними артефактами.
Специалисты Управления древностей Израиля изучили находку и сообщили, что предметы относятся к периоду римского владычества. В машине незадачливых «торговцев древностями» обнаружили сотни монет, несколько керамических изделий с украшениями, в том числе кувшин для вина с изображением лежащей фигуры, держащей кувшин с вином, а также две бронзовые кадильницы возрастом примерно 2000 лет.
Расследование показало, что артефакты грабители добыли в туннельном комплексе рядом с Иерусалимом, точное место которого по понятным причинам не разглашают. Сейчас в туннелях идут раскопки, о находках сообщат дополнительно. Но как там оказались все эти предметы?
Исследователи предполагают, что современным грабителям повезло найти трофеи, захваченные повстанцами Шимона Бар-Кохбы у римлян. Но иудеи явно не использовали их, поскольку это типичные римские культовые артефакты, украшенные фигурками и языческими символами (что нарушает еврейский запрет на идолопоклонство). Они просто ограбили римлян, сложили добычу в пещеру, но вернуться за ней не смогли, что вполне объяснимо — времена были непростые.
Если израильские археологи правы и клад относится к периоду восстания Бар-Кохбы (132-136 годы нашей эры), то те, кто эти ценности спрятали, могли элементарно не дожить до спокойных лет. Напомним, в 66 году нашей эры иудеи, возмущенные притеснениями прокуратора Флора, подняли восстание, которое стало началом Первой Иудейской войны. Закончилось это очередное противостояние римлян и иудеев разрушением Иерусалима в 70 году. Но падение Второго храма не принесло мира в Иудею.
В 115 году против власти Рима восстали евреи восточных провинций империи, многих из которых принудительно расселили туда после Первой Иудейской войны. Они жили в Египте, Киренаике, Палестине, на Кипре и в Месопотамии. Началась Вторая Иудейская война, еще ее называют «войной диаспор». Хотя это произошло при императоре Траяне, заканчивал ее — и довольно жестко — Адриан. Казалось, что восстание полностью подавлено, но надежды на мир не оправдались.
Вообще, император Адриан был сторонником полного искоренения иудейства как религии: к примеру, за обрезание полагалась смертная казнь. На месте разрушенного Иерусалима Адриан приказал построить новый город и назвал его Элия Капитолина, а вместо иудейского храма планировал возвести храм Юпитера. В такой обстановке начало очередного восстания было вопросом времени.
В 132 году уважаемый иудеями богослов рабби Акива объявил, что некий молодой человек по имени Шимон — Мессия, который поведет евреев на борьбу с римлянами. Прозвище Бар-Кохба на арамейском означает «сын звезды». Шимон идею о своей избранности всячески поддерживал. Скорее всего, Бар-Кохба и сам был выдающимся воином, но легенды о нем слегка выходят за грань реальности. Например, рассказывали, что он на скаку может вырвать из земли кедр или отбить крупный летящий метательный снаряд.
Достоверных источников о ходе восстания мало, а непредвзятых, возможно, просто нет. Римские источники пишут очень враждебно, а иудейская традиция, как правило, в восторженных тонах излагает события. Ясно только, что вначале Бар-Кохба одерживал победы: силы под его командованием разгромили 10-й римский легион, который в теории контролировал Иудею. На волне успеха Бар-Кохва даже объявил о создании нового независимого иудейского государства — с собой во главе, разумеется. Причем он старался показать себя именно правителем, а не военным вождем: чеканил свои монеты, разбирался в системе продуктового снабжения и так далее. Впрочем, государство Бар-Кохбы существовало (если это можно так назвать) недолго.
Император Адриан вызвал из Британии прославленного полководца Юлия Севера: на тот момент он был губернатором островной провинции и только что достроил Адрианов вал. Легионы, которым порядком надоело работать стройбатом, пришли в Иудею. Восстание подавили крайне жестокими мерами: сжигали и разрушали целые поселения. Хотя нельзя сказать, что их противники страдали излишним гуманизмом.
Известно, что в 135 году Бар-Кохба с группой своих войск оказался заперт в крепости Бейтар. Его воины были готовы сражаться за того, кого считали мессией, но вот с ним самим что-то случилось. Он стал бояться предательства, в результате из-за какого-то подозрения казнил одного из раввинов — на глазах у всех. Это шокировало обороняющихся, внесло сумятицу в их ряды. В итоге крепость пала, Бар-Кохба в этот момент умер от укуса змеи. Понятно, что столь странная смерть вызывает ряд вопросов, но ответ археологи дать не могут, а письменные источники скупы.
В 136 году легионы Рима уничтожили последние очаги сопротивления. Адриан в это время лично находился в Иудее, и его ярость привела к новым санкциям против евреев. Помимо казней, их прогоняли с земель, запрещали открыто исповедовать свою веру. Рим подавил очередное восстание. Поэтому ничего удивительного нет в том, что люди, спрятавшие захваченную у римлян добычу в туннеле около Иерусалима, за ней не вернулись — некому было возвращаться.
Комментарии
Спасибо за интересный материал о воостании Бар Кохбы! Кохбы.